12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Колёсная формула 88

Колёсная формула 88

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮ3А ССР

Система показателей качества продукции

Product-quality index system. Tracks.
Nomenclature of indices

Срок действия с 01.01.89
до 01.01.94*
________________
* Ограничение срока действия снято по
протоколу N 4-5 Межгосударственного Совета по
стандартизации, метрологии и сертификации.
(ИУС N 5-6, 1993 год). — Примечание «КОДЕКС».

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильной промышленности СССР

ИСПОЛНИТЕЛИ

В.Л.Аничкина, канд. техн. наук (руководитель темы); А.П.Кожеуров; А.И.Егоров, канд. техн. наук

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 24.02.88 N 354

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта, приложения

1.1, приложение 2

Стандарт устанавливает номенклатуру основных показателей качества грузовых автомобилей общетранспортного назначения, седельных тягачей, шасси и самосвалов (кроме карьерных), включаемых в ТЗ на НИР по определению перспектив развития грузовых автомобилей, государственные стандарты с перспективными требованиями, а также номенклатуру показателей качества, включаемых в разрабатываемые и пересматриваемые стандарты на эти автомобили, ТЗ на ОКР, технические условия, карты технического уровня и качества продукции.

1. НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

1. НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

1.1. Номенклатура показателей качества и характеризуемые ими свойства грузовых автомобилей приведены в табл.1.

Наименование показателя качества

Обозначение показателя качества

Наименование характеризуемого свойства

1. ПОКАЗАТЕЛИ НАЗНАЧЕНИЯ

1.1. Тип автомобиля (по типу кузова, надстройки)

1.2. Колесная формула

Общее количество и число ведущих колес

1.3. Тип двигателя, число и расположение цилиндров

Энергетические возможности двигателя

1.4.2. Максимальный крутящий момент, Н·м

1.5. Показатели масс (СТ СЭВ 1598-79)

1.5.1. Масса груза, кг

1.5.2. Масса, приходящаяся на седельно-сцепное устройство тягача, кг

1.5.3. Масса снаряженного автомобиля, кг

1.5.4. Полная конструктивная масса автомобиля, кг

1.5.5. Полная конструктивная масса автопоезда, кг

1.5.6. Осевая масса наиболее нагруженной оси, кг

1.6. Количество мест в кабине

Дополнительная полезная нагрузка

1.7. Габаритные размеры автомобиля (ГОСТ 22748-77), мм

1.9. Внутренние размеры платформы (кузова) (ГОСТ 22748-77), мм

1.9.3. Высота (по основному борту)

1.10. Погрузочная высота платформы (ГОСТ 22748-77), мм

Удобство погрузочно-разгрузочных работ

1.11. Внешний минимальный габаритный радиус поворота автомобиля, м

1.12. Наибольший угол преодолеваемого автомобилем подъема, . °

1.13. Удельная грузоподъемность автомобиля*, кг/кг

Использование снаряженной массы

1.14. Удельная мощность автомобиля *, кВт/т

1.15. Удельная мощность автопоезда*, кВт/т

1.16. Максимальная скорость автомобиля (ГОСТ 22576-77)*, км/ч

1.17. Минимальная устойчивая скорость автомобиля, км/ч

1.18. Запас хода по контрольному расходу топлива (при скорости 60 км/ч) *, км

2. ПОКАЗАТЕЛИ НАДЕЖНОСТИ

2.1. Установленный ресурс до капитального ремонта *, тыс. км

2.2. Установленная безотказная наработка *, тыс. км

2.3. Наработка на отказ *, тыс. км

2.4. Гарантийный срок эксплуатации (гарантийная наработка), лет, (тыс. км)

3. ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЫРЬЯ, МАТЕРИАЛОВ, ТОПЛИВА, ЭНЕРГИИ, ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

3.1. Удельная масса *, т/т.млн.км

3.2. Удельный контрольный расход топлива при скорости 60 км/ч *, л/100 км·т

4. ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

4.1. Уровень внутреннего шума * (ГОСТ 27435-87), дБ А

Акустические условия в кабине

4.2. Максимальные усилия на органах управления, Н

Соответствие силовым возможностям человека

4.2.1. На рулевом колесе

4.2.2. На педали сцепления

4.2.3. На педали тормоза

5. ПОКАЗАТЕЛИ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ

5.1. Удельная оперативная трудоемкость (ГОСТ 21624-81), чел.-ч/тыс. км

Эксплуатационная технологичность и ремонтопригодность

5.1.1. Технического обслуживания

5.1.2. Текущего ремонта

5.2. Периодичность технического
обслуживания (ТО-1/ТО-2) (ГОСТ 21624-81), тыс. км

Эксплуатационная технологичность и ремонтопригодность

6. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

6.1. Содержание вредных веществ в отработавших газах бензиновых двигателей * (ГОСТ 17.2.2.03-87),%

Степень загрязнения окружающей среды

6.2. Дымность отработавших газов дизельных двигателей * (ГОСТ 17.2.2.01-84),%

6.3. Уровень внешнего шума * (ГОСТ 27436-87), дБ А

Степень загрязнения окружающей среды

7. ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗОПАСНОСТИ

7.1. Тормозной путь при применении рабочей тормозной системы при испытании типа «ноль»* (ГОСТ 22895-77), м

7.2. Тормозной путь при применении запасной тормозной системы при испытании типа «ноль» (ГОСТ 22895-77), м

1. Полужирным шрифтом выделены показатели, включенные в государственный стандарт ОТТ с перспективными требованиями. Показатели со знаком «*» являются оценочными.

2. Допускается по требованию основного потребителя (заказчика) и по согласованию с головной организацией по виду продукции изменять по количеству и содержанию номенклатуру показателей, содержащихся в табл.1.

3. Комплектность оцениваемого автомобиля уточняется (с приведением ссылок на источники информации) по комплектности аналога.

4. Оценку технического уровня автомобилей по показателям групп 4, 6, 7 проводить на соответствие Правилам ЕЭК ООН, стандартам ИСО и сравнением с зарубежными аналогами.

1.2. Алфавитный перечень показателей качества грузовых автомобилей приведен в приложении 1.

1.3. Термины, применяемые в настоящем стандарте, и их пояснения приведены в приложении 2.

2. ПРИМЕНЯЕМОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

2.1. Перечень основных показателей качества, включенных в государственный стандарт ОТТ с перспективными требованиями:

установленный ресурс до капитального ремонта;

установленная безотказная наработка;

наработка на отказ;

удельная масса;

удельный контрольный расход топлива при скорости 60 км/ч;

уровень внутреннего шума;

уровень внешнего шума;

удельная оперативная трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта;

периодичность технического обслуживания (ТО-1/TO-2);

содержание вредных веществ в отработавших газах бензиновых двигателей;

дымность отработавших газов дизельных двигателей.

2.2. Применяемость показателей качества по подгруппам однородной продукции и по видам нормативно-технической документации приведена в табл.2.

Применяемость по подгруппам грузовых автомобилей

Применяемость в НТД

Номер показателя по табл.1

Автомобиль с бортовой плат- формой ОКП 451110

Колёсная формула

  • Колёсная формула — условное обозначение общего числа колёс транспортного средства и числа ведущих колёс двумя числами:

× ,при этом спаренные колёса на одной полуоси учитываются как одно колесо. Например, колёсная формула 6 × 4 означает, что автомобиль имеет 6 колёс, 4 из которых ведущие (например, ЗИС-6). Автомобиль, обладающий полным приводом, имеет колёсную формулу, где оба числа одинаковы (4 × 4, 6 × 6, 8 × 8, 10 × 10 и т. д.). Для многоосных автомобилей в колёсной формуле иногда указывают количество управляемых колёс, способных к повороту (например, 16 × 16 / 12). В этом случае третья цифра отделяется косой чертой.

Читать еще:  тюнинг свечей зажигания

В том случае, если третья цифра 2 или 1 и отделена от второй цифры точкой, то она указывает на тип ошиновки ведущей оси. Если используется цифра 2, значит ведущая задняя ось (оси, тележка) имеет двухскатную ошиновку, а цифра 1 указывает, что все колеса односкатные, таким образом, для двухосных грузовых автомобилей и автобусов применяются формулы 4х2.1, 4х2.2 (например, автомобиль ГАЗ-3307, автобус ЛиАЗ-677), 4х2.1, 4х4.2 (автобус ПАЗ-3206), 4х4.1 (УАЗ-2206, ГАЗ-66-11). Для трехосных автомобилей применяются формулы 6х4.2 (например, МАЗ-64226), 6х4.1, 6х6.2 (лесовоз КрАЗ-643701), 6х6.1 (КамАЗ-43101), 6х2.2 (тягач «Мерседес-Бенц-2235»). Для четырехосных — 8х4.2, 8х4.1, 8х8.2, 8х8.1 (МАЗ-537).Для сочлененных автобусов в формулу введена четвёртая цифра 1 или 2, отделенная от третьей цифры точкой. Цифра 1 указывает на то, что ось прицепной части автобуса имеет односкатную ошиновку, а цифра 2 – имеет место двухскатная ошиновка. Таким образом, для сочлененных автобусов применяются формулы 6х2.2.1 (“Икарус-280.64”) и 6х2.2.2 (“Икарус-283.00”).Также колёсной формулой называют осевую формулу локомотива.

Связанные понятия

Пояснения относительно предназначения различных видов осей даны в статье Осевая формула паровоза.Осевая формула тепловоза и электровоза — условное описание основных параметров экипажной части локомотива, описывающее количество, размещение и назначение осей.

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Monster Truck — автомобиль, как правило, стилизованный под пикап, измененный или специально построенный с очень большими колесами, подвеской с большим ходом и очень мощным двигателем. Такие автомобили создаются для участия в специальных соревнованиях — «Monster jam»-ах, включающих гонки по бездорожью, автотриал, прыжки через препятствия (обычно их сооружают из кузовов старых автомобилей) и различные акробатические номера. Не следует путать монстр-трак с колёсным снегоболотоходом, который, несмотря.

Петербуржцы Александр Галкин и Андрей Кудрявцев создали ряд оригинальных веломобилей с высокими техническими характеристиками в конце 1980-х гг. Творческий тандем вошёл в историю советского и российского веломобилестроения, как создатель высококлассных веломобилей «Круиз», «Кроха», «Скумбрия», «Дельфин», «Дельфин-2» и «Дельфин-3».

Тáрга — тип автомобильного кузова легкового автомобиля, разновидность спортивного 2-местного родстера с жёстко закреплённым лобовым стеклом, дугой безопасности сзади сидений, съёмной крышей и задним стеклом.

Колёсная формула 88

Термин не является общепринятым в мире. Общепринятые в словарях переводы (например [1]) неточны или вообще неверны: английское англ. wheel arrangement относится к железной дороге (правильный перевод «wheel arrangement» на русский: осевая формула локомотива). Термина, аналогичного русскому «колёсная формула» (по отношению к автомобилям) в английском нет, там принято писать англ. 6WD и произносить «six by six» (когда русский сказал бы «колёсная формула 6×6») или 2WD/FWD и т. д. (сокращение от англ. wheel drive ); есть также более общий термин англ. automobile layout (включающий в себя информацию не только о колёсных парах, но и о расположении двигателя).

Общепринятый в словарях немецкий перевод нем. Radformel содержит 3 числа (например, 8x4x4) и включает информацию о количестве колёсных пар, способных к повороту.

Рекорды

Наибольшая колёсная формула, реализованная в серийно выпускавшемся изделии: 16×16 (шасси 79221 производства МЗКТ в версии с двигателем ЯМЗ-847). Шасси МАЗ-7917 с колёсной формулой 16×16 серийно выпускается и сегодня (декабрь 2007) для межконтинентальной баллистической ракеты «Тополь-М».

Наибольшая колёсная формула, реализованная в штучно выпускавшемся изделии: 24×24 (шасси 7907 производства МЗКТ в версии с газотурбинным двигателем мощностью 1250 л.с).

Колёсные формулы типовых грузовиков

Колёсные формулы грузовиков производства СССР и СНГ.

БАЗКамАЗМАЗ
4×2КАМАЗ 43253
4×4КАМАЗ 4326
6×4КАМАЗ 55111

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Колёсная формула 8×8» в других словарях:

Колёсная формула — Колёсная формула условное обозначение общего числа колёс транспортного средства и числа ведущих колёс двумя числами[1]: [общее число колёс]×[число ведущих колёс], при этом спаренные колёса на одной полуоси учитываются как одно колесо[2].… … Википедия

Колёсная формула — 1) условный индекс, принятый для обозначения числа ведущих колёс автомобилей, в котором первая цифра соответствует общему числу колёс, а вторая числу ведущих (например, ЗИЛ 130 4 × 2, ГАЗ 66 4 × 4, ЗИЛ 131 6 × 6). 2) Условное числовое… … Большая советская энциклопедия

КОЛЁСНАЯ ФОРМУЛА — 1) условная хар ка ходовой части автомобиля, в к рой первая цифра соответствует общему числу колёс, а вторая числу ведущих (напр., ЗИЛ 130 4 X 2, ГАЗ 66 4X4, ЗИЛ 131 6 X 6). 2) Условная хар ка ходовой части локомотива, наз. также осевой формулой; … Большой энциклопедический политехнический словарь

формула колёсная — – см. колёсная формула. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 … Автомобильный словарь

Выдра (Бронированная колёсная машина ВДВ) — Боевые машины завода КАМАЗ. Справа налево: бронированная колёсная машина ВДВ на узлах и агрегатах КАМАЗ 43501, КАМАЗ 43269 «Выстрел», опытное бронешасси 6×6 на узлах и агрегатах КАМАЗ с башней … Википедия

Формула V6 Азия — Категория Одноместная Страна или регион Азия Дебют 2006 Роспуск 2009 Пилоты 7 … Википедия

Формула-3 — (англ. Formula 3) класс автогоночных серий на автомобилях с открытыми колёсами. Ра … Википедия

Формула 3 — (англ. Formula 3) класс автогоночных серий на автомобилях с открытыми колёсами. Разрабатывалась как третий по силе класс ФИА после Формулы 1 и Формулы 2 (в настоящее время место Формулы 2 занимает Формула 3000). Чемпионаты Формулы 3 проводятся в … Википедия

Формула Мастер — Болид серии Международная Формула Мастер (англ. International Formula Master, IFM) юниорская автогоночная серия, созданная в 2007 году в качестве «гонок поддержки» для Чемпионата мира по автогонкам в классе Туринг (WTCC). Создатель первенства … … Википедия

Колесная формула — Колёсная формула обозначение общего числа колёс транспортного средства и числа ведущих колёс двумя числами: [общее число колёс]×[число ведущих колёс]. Например, колёсная формула 6×4 означает, что автомобиль имеет 6 колёс, 4 из которых ведущие… … Википедия

Колесная формула автомобилей, автобусов, грузовиков

Колесная формула автомобиля содержит два показателя – общее число колес и количество ведущих. Значительно реже формулу могут дополнять наклонная черта или точка. Рассмотрим каждый вариант подробно с примерами.

Читать еще:  Мудрое решение при неудачной сделке

Распространенная формула

Если говорить о колесной формуле легковых автомобилей, обычно это 4х2 или 4х4. Первое число обозначает общее количество колес, а второе говорит о количестве ведущих. Следовательно, 4х2 (четыре на два) – автомобиль имеет 4 колеса, 2 из них ведущие. У полноприводных оба числа будут одинаковыми (4х4, 8х8, 16х16).

В интернете можно встретить записи вида 2х4 (два на четыре), с формулировкой, что для переднего привода сначала указывают ведущие колеса. Чтобы проверить эту теорию, перед публикацией статьи мы посетили официальные сайты отечественных и зарубежных автопроизводителей. Подтверждений не нашлось, у всех в технических характеристиках первым идет количество колес.

Отсюда простой вывод: колесной формулы переднего привода нет, она одна для всех.

Формула с косой чертой

У грузовых автомобилей, после второго показателя (количества ведущих колес) может присутствовать еще один, отделенный от основной формулы косой чертой. Например, грузовик повышенной проходимости Урал-5323, имеет колесную формулу 8х8/4. Это значит все 8 колес ведущие, а цифра 4 говорит о том, что половина из них управляемые.

Важно помнить, что даже если на полуоси находится 2 колеса, в формуле они указываются как одно. Поэтому по первому показателю легко узнать количество осей транспортного средства:

  • 8 – четырехосные;
  • 6 – трехосные;
  • 4 – двухосные.

Формула с точкой

Часто в формуле для грузовиков и автобусов встречается точка, после которой стоят цифры 1 или 2. По записи подобного вида можно определить ошиновку ведущего моста. Цифра 2 говорит о двухскатной ошиновке (2 колеса на полуось). Если стоит 1 – все мосты односкатные.

Название пошло от старого обозначения колес – скаты.

Специально для автобусов Икарус (в простонародье «гармошки»), в колесную формулу добавили четвертую цифру, также отделенную точкой. Она характеризует ошиновку прицепной части автобуса. Возможные вариации: 1 и 2.

Другая техника

Трактора

Формула для тракторов имеет свои особенности. Нередко встречаются варианты 4к2, 4к2а, 4к4б. Как и в случае с автомобилями, первая цифра указывает на количество колес, вторая на ведущие. Литера А после цифры сообщает о меньшем диаметре передней колесной пары, Б о равных диаметрах передних и задних колес.

Автогрейдеры

Автогрейдер – прицепная или самоходная машина, предназначенная для перемещения и разравнивания сыпучих материалов, снега. В колесной формуле для автогрейдеров указывается количество осей. Возьмем запись типа АхБхВ, где:

  • А – число управляемых осей;
  • Б – количество ведущих осей;
  • В – общее количество.


Таким образом формула 1х2х2 читается как: полноприводный, двухосный грейдер с одной поворотной осью.

Таблицы

В таблицах вы найдете формулы самых распространенных транспортных средств. Два и более показателя через запятую, говорят о наличии у производителя различных модификаций.

Для хозяйства, армии и космонавтов: интереснейшие шестиколесные машины из СССР

Трехосные машины в СССР – это не только по сей день бороздящие пространство и время КАМАЗы, КРАЗы и Уралы. Были в Союзе и другие машины, куда более редкие и интересные – и хотя шесть колес на трех осях чаще всего были нужны им для прокладки маршрутов там, где их не было до этого, на их внешность тоже было весьма любопытно взглянуть. Этим мы сегодня и займемся.

В ездеходы были нужны стране – геологическая разведка, освоение новых территорий, военные нужды и даже космические путешествия означали разработку новых специфичных и интересных машин. Они были большими и маленькими, серийными и штучными, красивыми и не очень. Но главное – все они были полезными.

НАМИ-076 «Ермак»

Этот тяжелый грузовик имеет привычную глазу компоновку с двумя осями в задней части, но в остальном был автомобилем весьма интересным. Построенный на армейском шасси, он создавался для вполне гражданских целей – прежде всего такие машины должны были работать лесовозами.

Такие тяжелые условия работы, помноженные на суровые климатические условия, разумеется, диктовали свои условия конструкции. Без полного привода и мощного двигателя на северных стройках и на лесозаготовках делать было нечего – и если привод 6х6 появился у машины сразу, то достаточный для работы мотор – только после испытаний, которые показали, что исходный V 8 ЯМЗ-238Н слабоват, после чего его под кабиной сменил 320-сильный V 12 ЯМЗ-240. Машина массой 21 тонну могла взвалить на себя еще 25 и передвигаться со скоростью до 65 км/ч. а успешность ее концепции подтвердилась продолжением работы над ней, в результате чего появился…

МоАЗ-7411

МоАЗ-7411 стал преемником «Ермака», сохранив общую концепцию, но получив доработки и прописку в белорусском Могилеве. Мощность его дизельного V 12 составляла 500 сил, а внешний вид изменился благодаря новой кабине.

На фото: МоАЗ-74111

Спустя некоторое время после начала выпуска на базе грузовика был создан седельный тягач МоАЗ-74111, который мог буксировать прицепы массой до 60 тонн.

МоАЗ-7915

В отличие от предыдущих двух грузовиков, колесная формула 6х6 была нужна этой машине не для повышения проходимости, а для эффективной реализации крутящего момента и облегчения буксировки самолетов – ведь это был аэродромный тягач, созданный для перемещения в том числе тяжелых транспортных самолетов «Руслан» и «Мрия». И о нем, и о двух предыдущих экземплярах подборки мы рассказывали в материале об уникальных машинах из Белоруссии, наряду со многими другими любопытными, но многоосными специальными автомобилями.

МоАЗ-7915 был уникален тем, что состоял из двух шарнирно-сочлененных моторизованных секций, каждая из которых имела собственный 600-сильный дизельный V 12. Благодаря в том числе и этой особенности тягач мог буксировать воздушные судна массой до 400 тонн.

БАЗ-5937/5939

А вот особенностью машин этого семейства была проходимость не только по земле, но и по воде. Эти уникальные плавающие машины были созданы для военных нужд – для несения зенитных ракетных комплексов «Оса».

Истории создания и эксплуатации этих любопытнейших амфибий мы тоже посвятили отдельный материал. Здесь же стоит сказать, что успешно выполнять боевые задачи этим машинам помогал привод на все колеса, которые через пятиступенчатую механическую коробку передач вращал дизельный V 6 мощностью 300 л.с. В полной боевой готовности БАЗ мог передвигаться со скоростью до 60 км/ч на суше и до 8 км/ч на воде.

Читать еще:  Схема тормозов ваз 21099

БАВ-485

Однако у БАЗ-5937/5939 был предшественник – «большой автомобиль водоплавающий» с индексом 485. Он в своем третьем серийном выпуске производился на том же Брянском автозаводе с 1960 года, а до того в зависимости от места и времени выпуска именовался ДАЗ-485, ЗИС-485 или ЗИЛ-485.

По своей конструкции это был скорее корабль, чем вездеход – хотя технически он позаимствовал многое у зиловских грузовиков. На воде семитонная машина могла передвигаться со скоростью до 10 км/ч – и, что интересно, ее максимальная грузоподъемность в 2,9 тонны также достигалась именно при переправах через водные препятствия, ограничиваясь 2,5 тоннами на суше.

БАЗ-5921

Эта амфибия, в свою очередь, отчасти является преемницей БАЗ-5937: общий принцип и агрегатная база были позаимствованы именно у нее. Однако если БАЗ-5937 насла на себе комплекс «Оса», то новая машина создавалась для транспортировки ракетного комплекса «Точка».

Имея схожую полную массу, автомобиль был перекомпонован для несения нового вооружения. Однако ходовые качества тоже остались практически теми же: машина имеет привод на все колеса и способна передвигаться со скоростью до 70 км/ч на суше и до 8 км/ч на воде.

БТР-152

БТР-152 – ровесник расположившегося выше 485-го: он был принят на вооружение в середине прошлого века. Машина была создана на базе ЗИС-151 и получила полноприводную компоновку с подключаемым передним мостом. Ее сердцем стал 110-сильный двигатель ЗИЛ-123В, а число модификаций и исполнений было огромным, определяясь спектром поставленных задач.

Не менее огромным был и список стран, в которых использовался БТР-152 за свою долгую жизнь. В него вошли и СССР, вошли страны Азии, Европы и Африки, а в Сирии эти машины трудятся до сих пор.

ЗИЛ-132

На самом деле, общее имя ЗИЛ-132 скрывает за собой множество разнообразных машин, объединенный концепцией шести ведущих колес на трех осях. Сама эта концепция оформилась в ЗИС-134ЭЗ, а всю историю шестиколесных ЗИЛов этой серии можно проследить в нашем специальном материале.

Здесь же мы посмотрим на фотографии – они лучше любых слов покажут многообразие и необычность этих вездеходов. Арочные шины, плавающие версии и газотурбинный двигатель – в серии ЗИЛ-132 было много интереснейших технических решений.

ЗИЛ-167Э

Почти 10 метров длины, 85 сантиметров клиренса, 12 тонн снаряженной массы и два шестилитровых бензиновых V 8, чтобы приводить все это в движение – таким родился вездеход ЗИЛ-167Э. Родился он в первую очередь для того, чтобы работать на Крайнем Севере – но машина получилась удачной практически для любого потенциально подходящего сценария эксплуатации.

Разумеется, этот уникальный автомобиль мы тоже не обошли вниманием – да и можно ли было не уделить его «Лосю», как его неофициально называли современники. Жаль только, что столь перспективный проект так и не стал серийным – несмотря на успешные испытания, в реальную жизнь пошла другая машина с привычным гусеничным шасси…

ЗИЛ-49061

Само по себе имя ЗИЛ-49061 тоже звучит сухо – в отличие от его приставки «Синяя птица». Эти поисково-эвакуационные машины создавались для самых передовых целей: для «встречи с орбиты» космических экипажей и доставки их с места приземления в населенные пункты.

ЗИЛ-49061 – это уже один из последних автомобилей серии, о разработке которой можно узнать из нашего материала. Путь от первой безымянной ПЭУ (поисково-эвакуационной машины) до «Синей птицы» был полон инженерных изысканий и жестких испытаний, а тщательность разработки подтверждает важность миссии этих вездеходов. И эти уникальные машины до сих пор остаются на вооружении ВВС и МЧС, оставаясь незаменимыми и единственными в своем роде.

ЛуАЗ-972/1901

Свои образцы вездеходов с шестью ведущими колесами на трех осях были и у Луцкого автозавода. Создав свой транспортер переднего края, в Луцке не удовольствовались только им, и в начале 80-х разработали машину с удлиненным кузовом и дополнительной средней осью, колеса которой были не только ведущими, но и управляемыми.

В 1990 году проект получил продолжение уже под индексом 1901. Мы рассказывали об этих проектах в материале о секретных вездеходах ЛуАЗа – машина с 50-сильным трехцилиндровым дизелем и самоблокирующимися дифференциалами на всех осях прошла испытания, но дальнейшего развития так и не получила.

Арктика

Название этой машины не оставляет простора для размышлений относительно целей ее создания и потенциальной сферы применения. Легкий вездеход-амфибия на шинах сверхнизкого давления имел массу, не превышающую 850 кг, а в качестве пресловутых шин использовались грузовые или вертолетные камеры.

Получившаяся конструкция могла не только передвигаться по рыхлым и слабым грунтам, но даже плавать – причем для форсирования водных преград не требовалась дополнительная оснастка, кроме специальных маленьких гребных лопастей на колесах, которые повышали максимальную скорость. Простота сборки и эксплуатации машин обеспечивалась в том числе тем, что в качестве силового агрегата выступали 1,1- и 1,3-литровые моторы от ВАЗ-2108, а также 650-кубовый 1111 от Оки, работающие в паре с четырехступенчатой механической КПП.

Ну а в завершение подборки нельзя не упомянуть вездеход, который, в отличие от всех вышеперечисленных, был разработан силами не целого завода или конструкторского бюро, а всего нескольких человек по собственной инициативе. «Ухта» была создана на доступной агрегатной базе, имея мотор-«воздушник» от ЗАЗ-968 и трансмиссию от ЛуАЗ-969, которые были смонтированы на трубчатой раме.

Машина была лишена системы подвесок – вся роль демпфирования неровностей была возложена на шины низкого давления. Управление при этом было не традиционным, с рулем и педалями, а «бульдозерного» типа, с двумя рычагами, которые притормаживают колеса на правой и левой сторонах машины для ее поворота. Получившаяся конструкция могла перемещаться как по суше, так и по воде, причем для второго сценария использования был предусмотрен гребной винт.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector