5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Светофоры и световые указатели

Светофоры и указатели световые

5.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Светофоры предназначены для обеспечения безопасности движения поездов и дают указания работникам, связанным с движением поездов, цветом и числом сигнальных показаний. По назначению светофоры подразделяются на входные, выходные, проходные, маршрутные, предупредительные, заградительные и др. По конструктивному устройству линзовые светофоры могут быть мачтовыми и карликовыми.

Мачтовые светофоры устанавливают на металлических и железобетонных центрифугированных мачтах, а также на мостиках и консолях. Эти светофоры имеют наибольшую разновидность и применяемость. Светофоры на мостиках и консолях уста! гавливаются при невозможности применения мачтовых и карликовых светофоров. Карликовые светофоры используют в основном на станциях в качестве маневровых, выходных (кроме с главного пути), маршрутных и других сигналов. В линзовых светофорах оптическая система представляет собой линзовые комплекты (рис. 5.1), состоящие из наружной ступенчатой бесцветной линзы 1 и внутреннего светофильтра-линзы 2.

До 1986 года светофоры производились с цельнолитыми головками из чугуна. С 1986 года начали выпускать линзовые светофоры с наборными головками из алюминиевого сплава.

С 1994 года по настоящее время выпускаются светофоры на металлических и железобетонных центрифугированных мачтах, на мостиках и консолях как с наборными головками из алюминиевого сплава, так и с цельнолитыми головками из чугуна; головки карликовых светофоров изготавливаются из алюминиевого сплава, из чугуна и штамповано-сварные из стального листа.

Монтаж светофоров и указателей выполняется на месте эксплуатации в соответствии с типовыми монтажными схемами проводами марок ПВ2-ПВ4, МГШВ, МГШВ-1 сечением 1,0 или 1,5 мм 2 .

В местах выхода из мачт, защитных шлангов, головок карликовых светофоров, входа и выхода из фундаментов или металлических опорных конструкций карликовых светофоров, вводов вкабельную муфту или светофорный трансформаторный ящик, а также в других случаях, когда провода меняют направление и возникает опасность повреждения изоляции, жгут проводов необходимо обмотать двумя-тремя слоями поливинилхлоридной или серой электроизоляционной ленты с 50°о-ным перекрытием по ширине ленты.

Рис. 5.1. Оптическая система линзового светофора

Жгуты проводов или отдельные провода в светофорных головках следует крепить к корпусам головок мачтовых светофоров и к крышкам карликовых светофоров металлическими скобами, входящими в конструкцию головок светофоров. В месте наложения скоб на жгут или провод наматывается 2-3 слоя с 50%-ньтм перекрытием пластмассовой или серой электроизоляционной ленты либо надевается отрезок пластмассовой оболочки кабеля необходимого диаметра.

Перемычки на трансформаторах в светофорных трансформаторных ящиках изготавливаются из проводов марок ПВ1-ПВ4, МГШВ, МГШВ-1 сечением 1,0; 1,5 мм 2 с оконцеванием многопроволочных жил обжимными латунными или опрессовываемыми медными наконечниками.

Необходимо также отметить, что применявшиеся ранее прожекторные светофоры сняты как с производства, так и с эксплуатации на российских железных дорогах.

Сигналы светофора и регулировщика

В этом разделе приведены только те пункты части ПДД «Дорожные знаки и разметка», в которых люди, изучающие «Правила», часто путаются, не понимают и т.д. То есть, только то, что требует разъяснения. Остальное учащийся в состоянии изучить самостоятельно.

Начнем с самого важного:
— Напомним, что светофор и регулировщик отменяют действие знаков приоритета. То есть при работе светофора или регулировщика знаки просто игнорируете. При решении задач имеет смысл закрывать их ладонью, чтобы не путали.
— Сигналы регулировщика главнее сигналов светофора. Так что если сигналы светофора противоречат движениям регулировщика, следуем указаниям регулировщика.
— И светофор, и регулировщик действуют только на первое пересечение проезжих частей.
Въезжать на перекресток на желтый свет допускается только для предотвращения экстренного торможения. Речь идет о старых светофорах, без табло-счетчиков и мигающего «зеленого».
— Если автомобиль занял перекресток и не успел его покинуть до переключения цикла светофора (например, при повороте налево, пережидая встречных), то он обязан его покинуть даже на красный сигнал светофора. Такие же действия — покинуть перекресток — водитель обязан произвести и при запрещающем сигнале регулировщика.
— Если проезжая часть сразу после перекрестка занята затором (пробкой), занимать перекресток запрещено. Можно повернуть на свободные улицы или остаться на месте.
— Светофор имеет три состояния: включен и работает в нормальном режиме, выключен и мигает одним только жёлтым, и испорчен. В последнем случае чаще всего он вообще не горит, или горят не все секции. Или, наоборот, горит сразу несколько, или даже все. В любом случае, выключенным считается светофор, мигающий жёлтым. И если в экзаменационном билете ГИБДД нарисован светофор с горящим желтым сигналом — это значит только одно: он выключен.

Читать еще:  Дефлекторы боковых стекол как установить

Светофор

Бело-лунный мигающий сигнал разрешает движение, красный мигающий — запрещает.

  • Светофор маршрутного транспорта, движущегося по выделенной полосе.

Принцип регулирования очень прост: верхний сигнал указывает направление, а нижний разрешает движение. Если нижний сигнал не горит — движение запрещено. Горящий нижний вместе с верхним средним разрешает движение прямо, горящий нижний вместе с левым — налево. И так далее.
В верхнем ряду может гореть сразу несколько сигналов, разрешая двигаться в нескольких направлениях.

1. Движение по реверсивной полосе разрешено в единственном случае: когда горит зеленая стрелка.
2. Горит красный крест — движение запрещено.
3. Все сигналы выключены, светофор не работает — движение запрещено.
4. Горит желтая стрелка — необходимо перестроиться на правую нереверсивную полосу — движение запрещено.

  • Светофор традиционный трехсекционный.

Ученики при решении экзаменационных билетов, и, что еще хуже, при реальном вождении, порой забывают о том, что разрешающий сигнал светофора не всегда на самом деле разрешает движение. Из головы выскакивает расположение автомобиля на проезжей части и ограничивающие знаки.
В самом общем случае, при двухполосном двустороннем движении, автомобиль может двигаться на зеленый сигнал светофора в любом направлении — прямо, направо, налево и развернуться.
Если полос больше, то поворачивать направо можно только из правой полосы, а поворачивать налево и разворачиваться — из левой.

Тем, кто не в состоянии остановиться перед перекрестком без экстренного торможения, движение через перекресток разрешено.

Красный одновременно с желтым запрещает движение и предупреждает, что скоро будет включен зеленый сигнал. В некоторых местах еще остались старые светофоры, работающие в таком режиме — после смены красного цикла при переключении на желтый, красный сигнал не гаснет, а продолжает гореть одновременно с желтым, до момента включения зеленого.

Сигналы красного и желтого цвета с такими стрелками предупреждают о том, что движение будет разрешено лишь в указанных стрелками направлениях.

    Светофор с дополнительными секциями.

В последнее время появились светофоры с красным кольцом, означающим, что дополнительная секция присутствует, и что проезд по указанному на ней направлении запрещен.

Назовем такое сочетание сигналов бесПРАВный ПРАВый.

Трамвай в ситуации при основном красном и дополнительном зеленом также уступает дорогу.
Напомним, что трамвай уступает дорогу только в трёх случаях:
— Под знак «уступи дорогу»
— При выезде из трамвайного депо,
— И при горящем основном красном и зеленой стрелке.

Также бывает, что каждой полосой управляет отдельный светофор. Тогда светофоров столько же, сколько полос на проезжей части.

На некоторых перекрестках разрешен поворот направо на красный сигнал светофора. В этом случае на них установлена такая стрелка, нередко — с соответствующей надписью.

Встречаются светофоры, у которых «красный» в основной секции горит всегда, включаются и выключаются только дополнительные «стрелки» (обычно, поворот направо). Бывают и такие светофоры, у которых всегда включен «зеленый» в основной секции, и управление потоками осуществляется тоже только стрелками. Это просто надо знать. И это не должно сбивать с толку.

За рубежом встречаются весьма чудные светофоры, этот, например, установлен в Зальцбурге, в Австрии. Комментарии излишни.

Регулировщик

С регулировщиком путаницы возникает больше всего, причем не только у учащихся, но и бывалых водителей, а порой — и у самих регулировщиков.
Между тем, ничего сложного тут нет — разобраться нам помогут, как обычно, иллюстрации, а к ним мы добавим забавные считалочки.
Жезл только в правой руке, и никак иначе. Даже если регулировщик — левша.

Положений у регулировщика всего три.

— Рука вверх — запрещает движение всем, включая трамваи и пешеходов. Ехать можно в единственном случае — для того, чтобы покинуть перекресток.

— Два других положения разрешают движение, их мы рассмотрим ниже. Заметим лишь, что позиция (2) — руки в сторону или по швам — представляют из себя одно и то же положение регулировщика.

Для трамвая и автомобиля при одних и тех же жестах регулировщика разрешено движение по разным траекториям.

Читать еще:  ВАЗ-2106 главный тормозной цилиндр принцип работы устройство ремонт

С трамваем всё предельно просто, если воспользоваться мнемоническим правилом «из рукава в рукав». То есть трамвай в один рукав въезжает, а из другого — выезжает. Руки, опущенные по швам при этом приравниваются к рукам, расставленным в стороны. Это всё, что надо знать о трамвае.

Теперь — автомобиль.
Настало время первой считалочки. Запоминаем: Грудь, спина для водителя — стена.
То есть прямо ехать «на грудь» и «в спину» запрещено. Это касается всех положений регулировщика, кроме первого. В первом, как вы помните, вообще нельзя ехать.

Сейчас фигура вторая — положение регулировщика с руками в стороны или по швам.

Со стороны груди и спины ехать на регулировщика нельзя.
Пешеходы могут переходить дорогу прямо. Автомобиль, сворачивая направо, пропускает пешеходов (это логично: ведь он пересекает их путь следования по тротуару).
Трамвай, следуя «из рукава в рукав», может ехать только прямо.

Первая считалочка помогла.

Фигура вторая. Положение регулировщика с правой рукой, вытянутой вперед.
Для этого положения есть другая считалочка:
Если жезлом тычут в рот —
только правый поворот.
Если жезлом целят вправо —
Ехать не имеешь права.
Если жезл смотрит влево —
Поезжай как королева!

Кстати, это единственно исключение из первой считалочки, которая запрещает ехать со стороны груди и спины. Других исключений нет.

Получается (сверху по часовой стрелке):
— «Жезлом целят вправо» — ехать нельзя.
— «Спина — для водителя стена» — ехать нельзя
— «Жезл смотрит влево» — все направления королевы.
— «Жезлом тычут в рот — это правый поворот».

Всё предельно просто.

Однако при решении билетов и — особенно — вождении, нельзя забывать о расположении автомобиля на проезжей части и дорожных знаках.

Материалы изложены на основе программы, разработанной преподавателями автошколы МГУ

Устройство светофора

Светофор любого типа содержит несущую конструкцию, на которой крепятся одна или несколько светофорных головок с оптическими системами для образования сигнального светового луча.

В зависимости от конструкции оптической системы различают линзовые светофоры и прожекторные.

Линзовые светофоры наиболее широко применяются на железных дорогах. У линзового светофора каждому сигнальному цвету соответствует отдельный линзовый комплект. Светофорная головка линзового светофора содержит один, два или три линзовых комплекта и устанавливается на железобетонной или металлической мачте — мачтовый светофор (рис. 7.а), на низком железобетонном основании — карликовый светофор (рис. 7.б) и на консольной или мостиковой опоре контактной сети (рис. 8).

Фоновые щиты черного цвета улучшают восприятие огня светофора, а козырьки защищают линзы от попадания на них прямых солнечных лучей, которые могут ухудшить цвет и видимость сигнального огня. Светофорная головка крепится на мачте с помощью двух кронштейнов, позволяющих регулировать направление светофорного луча.

В настоящее время применяются светофорные головки двух видов: в монолитном чугунном корпусе на один, два или три линзовых комплекта и сборные из необходимого числа секций. Каждая секция (рис. 9) имеет собственный корпус 1, выполненный из алюминиевого сплава, с плотно закрывающейся крышкой 2, в котором размещается один линзовый комплект. Линзовый комплект содержит две короткофокусные ступенчатые линзы


а) б)

Рис. 7. Мачтовый (а) и карликовый (б) светофоры


а) б)

Рис. 8. Консольный (а) и мостиковый (б) светофоры

(окрашенную 3 и бесцветную 4) жестко укрепленные в корпусе линзового комплекта 5, и светофорную лампу 6, нить которой с помощью ламподержателя

7 устанавливается по оптической оси в совмещенном фокусе обеих линз. Лучи источника света, проходя через линзы, окрашиваются, преломляются и в виде параллельного пучка света направляются вдоль оптической оси. Для улучшения видимости сигнала и защиты от солнечных бликов на линзах светофора к корпусу головки прикреплен козырек 8.

Для улучшения видимости светофора на кривых участках пути линзовые комплекты дополняются бесцветным рассеивателем, позволяющим рассеивать поток света в горизонтальной плоскости.


Рис. 9. Светофорная головка линзового светофора

В линзовых светофорах применяются однонитевые и двухнитевые лампы накаливания, рассчитанные на напряжение 12 В, мощностью от 15-35 Вт. Типы ламп и основные характеристики представлены в таблице 1.

Параметры светофорных ламп

Тип лампыНоминальное значениеПродолжительность горения лампы не менее (час)При- меча- ния
напряжение, Вмощность, Вт
ЖС12-15одна нить накала
ЖС12-25
ЖС12-35
ЖЛС12-15+152000/300две нити накала
ЖЛС12-25+252000/300
Читать еще:  Технические характеристики автомобиля Honda Fit 13 i-VTEC Hybrid GE_2010

Прожекторные светофоры применяются на участках с полуавтоматической блокировкой и отличаются от линзовых тем, что светофорная головка сигнала имеет один оптический прибор (сигнальный механизм), способный подавать несколько сигнальных показаний (красный, зеленый, желтый цвета). Смена сигнала происходит путем перемещения перед источником света рамки со светофильтрами сигнальных цветов. Прожекторные светофоры могут иметь одну или несколько (одна под другой) светофорных головок, расположенных на мачте и смещенных относительно оси мачты в сторону пути.

Оптическая система прожекторного светофора представлена на рис. 10.

Рис. 10. Оптическая система прожекторного светофора

Световой поток создается электрической лампой 1, нить накала которой расположена в одном из двух фокусов эллипсоидного посеребренного отражателя 2. В другом фокусе отражателя установлена подвижная рамка с тремя цветными светофильтрами 3, управляемая поляризованным магнитным реле 4. Благодаря отражателю коэффициент использования светового потока лампы увеличивается до 70-80%. Лучи светового потока с помощью отражателя концентрируются в его вторичном фокусе, проходят через цветной светофильтр 3, и попадая на собирательные линзы 5 и 6, направляются вдоль пути с углом рассеивания 2-3°.

Вставка 7 отклоняет часть лучей под углом 40° вниз для лучшей видимости сигнала на близком расстоянии.

При отсутствии токов в управляющей обмотке рамка со светофильтрами под действием противовесов уравновешена и в фокусе оптической системы расположен красный светофильтр.

При прохождении постоянного тока по обмотке реле создаваемый ею магнитный поток перемещает рамку 3 вправо или влево в зависимости от направления тока. В фокусе отражателя при этом устанавливается либо желтый, либо зеленый светофильтр.

В настоящее время взамен линзовых комплектов с лампами накаливания разработаны светодиодные светооптические системы (ССС). Основными преимуществами ССС являются:

а) большая надежность, поскольку светодиоды не требуют замены в течение всего срока службы ССС;

б) большой угол рассеяния, что позволяет отказаться от применения отклоняющих вставок и рассеивающих линз;

в) вандалоустойчивость из-за отсутствия легко бьющихся стеклянных линз;

г) уменьшение потребления электроэнергии;

д) значительное снижение эксплуатационных расходов.

К недостаткам следует отнести бóльшую стоимость и невозможность проконтролировать горение светодиодов с помощью огневого реле.

Конструкция светодиодного железнодорожного модуля для мачтовых светофоров СЖДМ1 производства Уральского оптико-механического завода приведена на рис. 11. В модуле мачтового светофора используется девятнадцать сверхъярких светодиодов красного, желтого, зеленого, синего или белого цвета свечения, а в модуле карликового светофора — семь светодиодов.

Модуль состоит из корпуса 1, кольца 2 и защитного светопрозрачного кожуха 3. Внутри корпуса установлен излучатель 4, включающий концентратор 5 (представляющий собой ячеистую конструкцию), внутри каждой ячейки которого установлены светоизлучающий диод 6, коллимирующая линза 7 и антифантомная решетка 8. Электросхема, обеспечивающая свечение диодов, собрана на печатной плате 9. На задней стенке корпуса расположены два контактных зажима 10 для подключения питания модуля.

Модуль может монтироваться взамен линзового комплекта как в чугунном, так и в силуминовом корпусе светофорной головки.

Рис. 11. Светодиодный модуль СЖДМ1

Входные, выходные и маршрутные светофоры станций с пологими стрелками оборудуются зелеными светящимися полосами (рис. 12). Полоса состоит из чугунного корпуса 1 с дверцей 2, трех линзовых комплектов зеленого цвета 3, козырька 4 и кронштейнов 5, служащих для крепления к мачте светофора.


Рис. 12. Зеленая светящаяся полоса

В необходимых случаях станционные светофоры дополняются маршрутными указателями.

Цифро-буквенные маршрутные указатели (рис. 13) изготавливаются в двух исполнениях: с бесцветными светофильтрами-линзами для указания парка или пути приема поездов и с зелеными светофильтрами-линзами для указания номера пути, с которого разрешено движение поезду, при использовании группового выходного, маршрутного или маневрового светофора.

Рис. 13. Цифро-буквенный маршрутный указатель

Маршрутные указатели положения (рис. 14) с бесцветными светофильтрами-линзами предназначены для указания направления следования поезда или маневрового состава.

В маршрутных указателях применяются лампы типа С220-40 на напряжение 220 В и мощностью 40 Вт и светофильтры-линзы типа СЛР диаметром 70 мм. В настоящее время изготавливаются и светодиодные маршрутные указатели. Маршрутные указатели могут помещаться на мачте светофора или на отдельной мачте.

Рис. 14. Маршрутный указатель положения

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector