0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Система охлаждения двигателя также незаменимая вещь в автомобиле

Sanya-SphinX › Блог › Система охлаждения двигателя

Назначение и классификация систем охлаждения
Температура газов в цилиндрах работающего двигателя достигает 1800-2000 градусов. Только часть выделенного при этом тепла преобразуется в полезную работу. Оставшаяся часть отводится в окружающую среду системой охлаждения, системой смазки и наружными поверхностями двигателя.
Чрезмерное повышение температуры двигателя приводит к выгоранию смазки, нарушению нормальных зазоров между его деталями следствием чего является резкое возрастание их износа. Возникает опасность заедания и заклинивания. Перегрев двигателя вызывает уменьшение коэффициента наполнения цилиндров, а в бензиновых двигателях еще и детонационное сгорание рабочей смеси.
Большое снижение температуры работающего двигателя также нежелательно. В переохлажденном двигателе мощность снижается из-за потерь тепла; вязкость смазки увеличивается, что повышает трение; часть горючей смеси конденсируется, смывая смазку со стенок цилиндра, повышая тем самым износ деталей. В результате образования серных и сернистых соединений стенки цилиндров подвергаются коррозии.
Система охлаждения предназначена для поддержания наивыгоднейшего теплового режима. Системы охлаждения подразделяются на воздушные и жидкостные. Воздушные в настоящее время на автомобилях встречаются крайне редко. Системы жидкостного охлаждения могут быть открытыми и закрытыми. Открытые системы – системы, сообщающиеся с окружающей средой через пароотводную трубку. Закрытые системы разобщены от окружающей среды, а поэтому давление охлаждающей жидкости в них выше. Как известно, чем выше давление, тем выше температура закипания жидкости. Поэтому закрытые системы допускают нагрев ОЖ до более высоких температур (до 110-120 градусов).

По способу циркуляции жидкости системы охлаждения могут быть:
— принудительными, в которых циркуляция обеспечивается насосом, расположенным на двигателе;
— термосифонными, в которых циркуляция жидкости происходит за счет разницы плотности жидкости, нагретой деталями двигателя и охлажденной в радиаторе. Во время работы двигателя жидкость в рубашке охлаждения нагревается и поднимается в верхнюю ее часть, откуда через патрубок поступает в верхний бачок радиатора. В радиаторе жидкость отдает теплоту воздуху, плотность ее повышается, она опускается вниз и через нижний бачок вновь возвращается в систему охлаждения.
— комбинированными, в которых наиболее нагретые детали (головки блоков цилиндров) охлаждаются принудительно, а блоки цилиндров – по термосифонному принципу.

Устройство системы охлаждения

Наибольшее распространение в автомобильных ДВС получили закрытые жидкостные системы с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости (ОЖ).

В период пуска двигателя для уменьшения износа необходимо быстрее прогреть его до рабочей температуры и при дальнейшей эксплуатации поддерживать эту температуру. Для ускорения прогрева двигателя и поддержания оптимальной его температуры служит термостат.

Основные неисправности системы охлаждения

Внешними признаками неисправностей системы охлаждения является перегрев или переохлаждение двигателя. Перегрев двигателя возможен в результате следующих причин: недостаточное количество ОЖ, слабое натяжение или обрыв ремня насоса ОЖ, невключение муфты или электродвигателя вентилятора, заедание термостата в закрытом положении, отложение большого количества накипи, сильное загрязнение наружной поверхности радиатора, неисправность выпускного (парового) клапана пробки радиатора или расширительного бачка, неисправность насоса ОЖ.
Заедание термостата в закрытом положении прекращает циркуляцию жидкости через радиатор. В этом случае двигатель перегревается, а радиатор остается холодным. Недостаточное количество ОЖ возможно в случае ее утечки или выкипания. Если уровень ОЖ понизился в результате выкипания – следует долить дистиллированной воды, если жидкость вытекла – доливается антифриз. Открывать пробку радиатора или расширительного бачка можно только когда ОЖ достаточно остынет (10-15 минут после остановки двигателя). В противном случае находящаяся под давлением ОЖ может выплеснуться и причинить ожоги. Вытекание жидкости происходит через неплотности в соединениях патрубков, трещин в радиаторе, расширительном бачке и рубашке охлаждения, при повреждении сальника насоса ОЖ, пробки радиатора или повреждении прокладки головки блока цилиндров. При эксплуатации автомобиля необходимо следить не только за уровнем, но и за состоянием антифриза. Если его цвет становится рыже-бурым, значит, детали системы уже коррозируют. Такой антифриз подлежит немедленной замене.
Переохлаждение двигателя может происходить из-за заедания термостата в открытом положении, а также при отсутствии утеплительных чехлов в зимнее время. Если закрытая система охлаждения негерметична, то повышенное давление в ней не создается и двигатель не прогревается до рабочей температуры. А раз двигатель не прогревается, ЭБУ постоянно обогащает смесь. Таким образом, негерметичная система охлаждения увеличивает расход топлива. Систематическая работа двигателя на обогащенной смеси приводит к разжижению масла, увеличению нагарообразования, быстрому выходу из строя каталитического нейтрализатора.

Если у вас в дороге возникла неисправность, в результате которой уровень охлаждающей жидкости упал ниже допустимого, не расстраивайтесь. Долить можно любой антифриз или воду. Система охлаждения от этого хуже работать не станет. Кстати, не все современные автолюбители знают, что воду нужно заливать мягкую – она не образует накипи. Самая мягкая вода достается нам с неба в виде дождя или снега. А грунтовые воды из родников, колодцев и артезианских скважин категорически не рекомендуются для доливки в систему охлаждения – они образуют очень много накипи. Смягчить воду можно кипячением в течение 20-30 минут с последующим отстаиванием и фильтрованием. Жесткость воды в бытовых условиях легко оценить по пенообразованию при намыливании рук мылом: в мягкой воде пена устойчивая, а в жесткой пена быстро гаснет, и на руках остается сальный осадок. Как только экстренная ситуация, вынудившая вас долить «не ту» жидкость, минует, «коктейль» нужно слить, систему охлаждения промыть и залить «правильный» антифриз.
Выбор начинаем с бренда – известный вас не подведет. Далее находим обозначение класса антифриза. Вот здесь чаще всего возникают затруднения. Попробуем прояснить ситуацию. Основой любого антифриза является водный раствор этиленгликоля, который не расширяется при замерзании и не образует твердой сплошной массы. Но этиленгликоль коррозионно агрессивен к металлам. Для защиты деталей системы охлаждения от коррозии применяется три вида присадок: на основе силикатов, на основе солей органических кислот и смешанные (гибридные) добавки к антифризам. Первый рецепт – самый древний. Яркий пример – наш «Тосол», который лукавая реклама иногда позиционирует как антифриз, идеально подходящий для отечественных автомобилей. Выпадение силикатов в осадок приводит к закупориванию тонких трубок радиатора. Поэтому этот вариант покупки даже не рассматриваем. В англоязычном варианте такие антифризы называются: Conventional coolants, IAT (Inorganic Acid Technology) или Тraditional coolants.
Гибридные антифризы включают соли карбоновых кислот и небольшое количество силикатов или фосфатов. И хотя этот рецепт тоже свое отживает, но в течение трех лет эксплуатации обеспечивает достаточно приличную защиту от коррозии. Маркируются они: Нybrid coolants, HOAT (Hybrid Organic Acid Technology) или TL 774-C (G-11).
Более современные – карбоксилатные антифризы. В их составе отсутствуют неорганические присадки. Срок их службы – не менее 5 лет. Обозначаются надписями или символами: Carboxilate coolants, OAT (Organic Acid Technology, TL 774-F (G12+).
Несколько лет назад (в 2008 году) появился еще один вид антифриза, который в английском варианте обозначают Lobrid coolants, SOAT coolants или TL 774-G (G 12++). По составу они аналогичны карбоксилатным, но в них присутствует небольшое количество силикатов. Считается, что такой антифриз можно безболезненно смешивать с любым другим классом охлаждающих жидкостей.
Некоторые производители указывают на этикетке состав присадок, что также позволяет идентифицировать тип антифриза. Отсутствие аминов, боратов, нитритов, силикатов и фосфатов говорит о том, что антифриз – карбоксилатный. Гибридные также не должны содержать ничего из этого списка, кроме силикатов, но их количество не должно превышать 500 мг/л.
Хорошим признаком, подтверждающим несомненное качество антифриза, является надпись об одобрении автопроизводителей с номерами допусков. Такие допуска выдаются только после длительных испытаний жидкости на автомобилях указанной марки. Правдивость надписи на этикетке можно легко проверить, зайдя на официальный сайт автопроизводителя.
А вот заявления типа «Соответствует спецификациям…» или «Отвечает требованиям…» — не более, чем обещания изготовителя антифриза, но не гарантия качества. Особенно это касается маркировок G11, G12+, G12++. Она введена концерном WV только для одобренных им жидкостей. Но так как у нас такие обозначения получили большое распространение, то некоторые производители указывают их на этикетках, не имея на это полного права. То есть, антифриз может оказаться и хорошим, а может и не очень – рулетка. Больше доверия в таких случаях заслуживают известные марки, о чем уже упоминалось выше.
Надпись «Совместим со всеми…» лишь подтверждает то, о чем говорилось в начале статьи. Если по каким-то параметрам антифриз не подходит вашему двигателю, то его можно безболезненно использовать только для доливки.
Антифриз может продаваться в виде концентрата или уже готовым для заливки. Что выбрать – зависит от климата той местности, где вы проживаете, и вашего желания возиться с машиной. Например, если зимы теплые, к чему заливать 40 – градусный состав? Лучше купить концентрат и разбавить его дистиллированной водой до нужной консистенции (пропорции для разных температур указаны на этикетке).
И последнее – цвет антифриза. Это свойство не играет абсолютно никакой роли. Сама по себе жидкость бесцветна и производитель при желании может раскрасить ее во все цвета радуги. А устойчивое заблуждение, что G11, G12+ или G12++ можно идентифицировать по одному лишь цвету, исходит от непрофессиональных реализаторов.

Читать еще:  Газель некст отзывы владельцев

Система охлаждения ДВС: как устроена и надо ли промывать ее зимой?

Выясняем, какие могут быть характерные неисправности у системы охлаждения двигателя и как их избежать.

Воздушка или водянка

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания предназначена для отвода излишнего тепла от деталей и узлов двигателя. На самом деле эта система вредна для вашего кармана. Приблизительно треть теплоты, полученной от сгорания драгоценного топлива, приходится рассеивать в окружающей среде. Но таково устройство современного ДВС. Идеальным был бы двигатель, который может работать без отвода теплоты в окружающую среду, а всю ее превращать в полезную работу. Но материалы, используемые в современном двигателестроении, таких температур не выдержат. Поэтому по крайней мере две основные, базовые детали двигателя — блок цилиндров и головку блока — приходится дополнительно охлаждать. На заре автомобилестроения появились и долго конкурировали две системы охлаждения: жидкостная и воздушная. Но воздушная система охлаждения постепенно сдавала свои позиции и сейчас применяется, в основном, на очень небольших двигателях мототранспорта и генераторных установках малой мощности. Поэтому рассмотрим подробнее систему жидкостного охлаждения.

Устройство системы охлаждения

Система охлаждения современного автомобильного двигателя включает в себя рубашку охлаждения двигателя, насос охлаждающей жидкости, термостат, соединительные шланги и радиатор с вентилятором. К системе охлаждения подсоединен теплообменник отопителя. У некоторых двигателей охлаждающая жидкость используется еще и для обогрева дроссельного узла. Также у моторов с системой наддува встречается подача охлаждающей жидкости в жидкостно-воздушные интеркулеры или в сам турбокомпрессор для снижения его температуры.

Работает система охлаждения довольно просто. После запуска холодного двигателя охлаждающая жидкость начинает с помощью насоса циркулировать по малому кругу. Она проходит по рубашке охлаждения блока и головки цилиндров двигателя и возвращается в насос через байпасные (обходные) патрубки. Параллельно (на подавляющем большинстве современных автомобилей) жидкость постоянно циркулирует через теплообменник отопителя. Как только температура достигнет заданной величины, обычно около 80–90 ˚С, начинает открываться термостат. Его основной клапан направляет поток в радиатор, где жидкость охлаждается встречным потоком воздуха. Если обдува воздухом недостаточно, то вступает в работу вентилятор системы охлаждения, в большинстве случаев имеющий электропривод. Движение жидкости во всех остальных узлах системы охлаждения продолжается. Зачастую исключением является байпасный канал, но он закрывается не на всех автомобилях.

Схемы систем охлаждения в последние годы стали очень похожи одна на другую. Но осталось два принципиальных различия. Первое — это расположение термостата до и после радиатора (по ходу движения жидкости). Второе различие — это использование циркуляционного расширительного бачка под давлением, либо бачка без давления, являющегося простым резервным объемом.

На примере трех схем систем охлаждения покажем разницу между этими вариантами.

Компоненты

Рубашка головки и блока цилиндров представляют собой каналы, отлитые в алюминиевом или чугунном изделии. Каналы герметичны, а стык блока и головки цилиндров уплотнен прокладкой.

Насос охлаждающей жидкости лопастной, центробежного типа. Приводится во вращение либо ремнем ГРМ, либо ремнем привода вспомогательных агрегатов.

Термостат представляет собой автоматический клапан, срабатывающий при достижении определенной температуры. Он открывается, и часть горячей жидкости сбрасывается в радиатор, где и остывает. В последнее время стали применять электронное управление этим простым устройством. Охлаждающую жидкость начали подогревать специальным ТЭНом для более раннего открытия термостата в случае потребности.

Радиатор представляет собой теплообменник, содержащий два бачка (входной и выходной), соединенных множеством алюминиевых трубок, по которым проходит охлаждающая жидкость. Для увеличения теплообмена к трубкам присоединены тонкие пластины, во много раз увеличивающие поверхность теплообмена. Для улучшения теплоотвода воздух протягивается через радиатор принудительно с помощью электровентилятора.

Радиатор отопителя выполняет функцию нагревания воздуха, поступающего в салон автомобиля. Краны отопителя сейчас не устанавливают, а потому радиатор этот нагрет всегда, когда прогрет двигатель, и только воздушные заслонки не дают летом поступать горячему воздуху в салон автомобиля.

Расширительный бачок это хранилище резерва жидкости. Но в зависимости от типа системы охлаждения (см. выше) он может быть циркуляционным или тупиковым. Соответственно, находиться под давлением или без него.

Пробка, обеспечивающая герметичность системы, может быть установлена либо прямо на радиаторе, либо на расширительном бачке. Вне зависимости от места установки пробка обеспечивает повышенное давление в системе охлаждения. Такое давление (достигающее 1,1–1,3 бара) повышает температуру кипения жидкости, улучшает теплопередачу, предотвращает кавитацию насоса.

И главный компонент системы — это сама рабочая жидкость. Идеальной с точки зрения теплотехники была бы вода, но она вызывает коррозию и замерзает зимой. Поэтому применяют антифризы с низкой температурой замерзания (-40°C или — 65°C) и присадками, снижающими коррозию, пенообразование и т.д.

Неисправности системы охлаждения

Все, что может потечь, рано или поздно потечет. Это не только одна из интерпретаций закона Мерфи, но и четкое описание главной неисправности системы охлаждения. Система, включающая в себя порой более 10 резиновых шлангов, постепенно старея, начинает терять герметичность. Текут сами шланги, пропуская жидкость через нитяное армирование, текут хомутовые соединения. Со временем под воздействием противогололедных реагентов и летящих с дороги камней теряет герметичность радиатор. Особенно он страдает на автомобилях без кондиционера, где его не прикрывает теплообменник этой системы. Также радиатор принимает на себя все «удары судьбы» даже при небольших авариях. Течь теплообменника отопителя, хотя он и стоит в более «защищенном» от внешнего воздействия месте, также встречается нередко. Тот же антифриз, просочившийся сквозь сальниковое уплотнение насоса, выводит из строя подшипник, и — «Здравствуй, замена помпы». И хорошо, если вовремя уследите за признаками выхода из строя насоса, а то его поломка приведет или к обрыву ремня ГРМ и аварии двигателя, или к невозможности двигаться дальше на автомобилях, где установлен цепной привод газораспределительного механизма.

Термостат, этот маленький точный приборчик, тоже может начать хандрить. Его клапан может зависнуть или в закрытом, или в открытом состоянии. В первом случае неминуем перегрев двигателя даже в холодную погоду, а во втором двигатель не будет прогреваться до рабочей температуры. Повышенные износ мотора и расход топлива, негреющая печка — вот что гарантирует нам постоянно открытый термостат. Еще остается расширительный бачок. Течь его встречается только в схеме системы охлаждения, где он находится под рабочим давлением.

И последний узел, который может терять герметичность, — это пробка радиатора или расширительного бачка. И хотя жидкость через нее сразу не потечет, но это произойдет после первого же закипания двигателя. А закипит он быстро. Помните назначение пробки? Правильно: обеспечивать повышение температуры кипения жидкости. Ни один современный мотор не может работать без герметичной пробки, кроме случаев очень низкой температуры окружающей среды и небольшой нагрузки на двигатель.

Интересный тест на знание причин перегрева можно пройти здесь

Замена жидкости и промывка

Если не пришлось заменять какой-либо узел в системе охлаждения раньше, то инструкции рекомендуют менять антифриз не реже чем в 5–10 лет. Если вам не приходилось доливать в систему воду из канистры, а еще хуже — из придорожной канавы, то при замене жидкости систему можно не промывать.

А вот если автомобиль многое повидал на своем веку, то при замене жидкости полезно произвести промывку системы охлаждения. Разомкнув в нескольких местах систему можно струей воды из шланга тщательно ее прополоскать. Либо просто слить старую жидкость и залить чистую, кипяченую воду. Запустить двигатель и прогреть до рабочей температуры. Выждав, пока система остынет, чтобы не обжечься, слить воду. Затем продуть воздухом систему и залить свежий антифриз.

Промывку системы охлаждения обычно затевают в двух случаях: когда перегревается двигатель (проявляется это прежде всего в летний период) и когда перестает греть печка зимой. В первом случае причина кроется в заросших грязью снаружи и засоренных изнутри трубках радиатора. Во втором — проблема в том, что забились отложениями трубки радиатора отопителя. Поэтому при плановой смене жидкости и при замене компонентов системы охлаждения не упускайте возможности хорошенько промыть все узлы.

Расскажите, с какими неисправностями системы охлаждения сталкивались вы. И желаю вам жаркого отопителя зимой и хорошего охлаждения летом.

Система охлаждения двигателя также незаменимая вещь в автомобиле

Совокупность охлаждения двигателя предназначена для осуществления охлаждения разных деталей двигателя, каковые нагреваются в ходе его работы. Кроме главной функции, совокупность охлаждения делает ещё ряд других, к примеру, нагрев воздуха для совокупности отопления, вентиляции и кондиционирования.

Существует три вида совокупностей охлаждения, каковые различают в зависимости от метода охлаждения, в частности: совокупность закрытого типа (жидкостная), совокупность открытого типа (воздушная) и комбинированная совокупность.

Читать еще:  Дефлекторы боковых стекол как установить

В совокупности охлаждения открытого типа (жидкостная) тепло от нагретых деталей двигателя отводится методом подачи потока жидкости. В воздушной совокупности охлаждения двигателя употребляется, соответственно, воздушный поток. Комбинированная совокупность охлаждения двигателя объединяет в себе принципы работы воздушной и жидкостной совокупностей.

Самый распространена совокупность жидкостного охлаждения. Это разъясняется тем, что она снабжает равномерное и более действенное охлаждение, помимо этого формирует меньше шума, но при её применении необходима промывка совокупности охлаждения двигателя. Исходя из этого принцип действия охлаждающей совокупности разглядим именно на примере жидкостной совокупности.

Как раз такая совокупность трудится во всех ВАЗах, включая ВАЗ 2106 тюнинг.

Схема совокупности охлаждения двигателя

В начале необходимо подчеркнуть, что конструкция совокупности охлаждения бензинового двигателя подобна системе охлаждения дизельного двигателя. Неспециализированное устройство совокупности таково: радиатор охлаждающей совокупности, масляный радиатор, отопительный теплообменник, расширительный бачок, термостат, центробежный насос, вентилятор радиатора, патрубки, управляющие элементы, «охлаждающая рубаха» двигателя.

1 – расширительный бачок; 2 – радиатор совокупности рециркуляции отработанных газов; 3 – теплообменник отопителя; 4 – датчик температуры охлаждающей жидкости; 5 – насос охлаждающей жидкости; 6 – датчик температуры охлаждающей жидкости на выходе радиатора; 7 – термостат; 8 – масляный радиатор; 9 – дополнительный насос охлаждающей жидкости; 10 – радиатор совокупности охлаждения.

Радиатор нужен для охлаждения потоком воздуха жидкости, которая нагрелась в ходе работы двигателя. Радиатор имеет особое устройство трубчатого типа для того, дабы расширить теплоотдачу. Вместе с главным радиатором совокупность охлаждения может иметь в собственном составе масляный радиатор, и радиатор, что рециркулирует отработанные газы.

Масляный радиатор нужен для охлаждения масла. Радиатор рециркуляции газов охлаждает фактически сами газы, тем самым достигается понижение температуры. Работу этого радиатора снабжает насос циркуляции.

Помимо этого, радиатор – это необходимый элемент в таком деле, как промывка совокупности охлаждения двигателя.

Противоположную радиатору функцию делает теплообменник отопителя. Воздушное пространство нагревается, проходя через теплообменник. Для большего результата он устанавливается рядом с выходом охлаждающей жидкости.

Расширительный бачок устанавливается для компенсации трансформации уровня охлаждающей жидкости. Помимо этого, заполнение охлаждающей совокупности жидкостью осуществляется через бачок.

Центробежный насос снабжает циркуляцию охлаждающей жидкости. Он может иметь пара вариантов приводов: ременной, шестеренный и другие. На двигателях, имеющих турбонаддув, устанавливается ещё один насос циркуляции.

Помимо этого, на них может употребляться двухконтурная совокупность охлаждения двигателя.

Термостат регулирует количество жидкости для охлаждения, которая проходит через радиатор. Другими словами он снабжает оптимальную температуру в охлаждающей совокупности. Находится он в патрубке, что со своей стороны расположен между «радиатором и» рубашкой охлаждения.

Замечательные двигатели внутреннего сгорания оборудуются термостатом с электрическим подогревом, снабжающим регулирование температуры в два этапа.

Вентилятор совокупности охлаждения двигателя

Вентилятор совокупности охлаждения двигателя помогает ещё одним методом, для повышения уровня охлаждения. Он может иметь три вида приводов: гидравлический, электрический и механический. Самый распространен электропривод, он снабжает больше шансов для регулировки.

Типовые элементы управления совокупности охлаждения

Температурный датчик охлаждающей жидкости считывает информацию о температуре. Кроме этого для улучшения работы совокупности охлаждения двигателя на выходе радиатора имеется ещё один датчик температуры жидкости для охлаждения.

Помимо этого, существует датчик, что сигнализирует о том, что нужна промывка совокупности охлаждения двигателя. Эти, считанные датчиками, передаются на электронный блок управления, что преобразует их в действия, каковые со своей стороны руководят аккуратными устройствами.

Не считая всего вышеописанного, для более действенной работы совокупности охлаждения смогут употребляться следующие устройства: реле дополнительного насоса жидкости для охлаждения, нагреватель термостата, блок управления вентилятором совокупности.

Ремонт совокупности охлаждения ваз 2107 ,(проволочный хомут, радиатор, ваз 2107, хомуты на радиатор)

Подобранные для Вас, статьи:

Радиатор охлаждения двигателя в машине рекомендован для переноса тепла от особой охлаждающей жидкости в вохдух. Происходит это за счет встречной струи воздуха либо принудительно с…

Для устранения неисправностей существуют базисные схемы испытаний разных компонентов. В статье «Диагностика: датчики управления двигателем автомобиля» мы поведаем, как вести себя с теми либо…

Многие автомобилисты на протяжении езды на автомобиле уделяют внимание лишь показаниям указателя и спидометра уровня горючего. Но не меньшую важность воображает и температура тосола либо…

Регулярная замена антифриза серьёзна для оптимальной работы совокупности охлаждения двигателя. Поболтаем как заменить антифриз в совокупности охлаждения двигателя и как довольно часто нужно его поменять? В то время, когда…

Обычные неисправности радиаторов охлаждения машин От исправной работы радиаторов охлаждения зависит и работа двигателя автомобиля, исходя из этого направляться вовремя проводить ремонт радиатора…

Устройство и принцип работы системы охлаждения двигателя

Помимо главной функции отвода тепла от основных узлов двигателя автомобиля, система охлаждения решает ряд дополнительных задач. Фактически она участвует в работе системы смазки, отопления салона, выхлопа и рециркуляции отработавших газов, турбонаддува и коробки передач. О том, как она устроена, а также в чем заключается принцип работы охлаждающей системы и пойдет речь далее.

Виды систем охлаждения двигателя

Регулирование температуры автомобильного двигателя может осуществляться при помощи охлаждающей жидкости (антифриза, ОЖ) и посредством циркуляции воздуха. Исходя из этого различают три вида систем:

  • Воздушная. Физически представляет собой обдув, благодаря которому происходит вытеснение горячего воздуха из подкапотного пространства в атмосферу. Воздушное охлаждение может быть естественным и принудительным (с использованием вентилятора). В силу низкой эффективности как самостоятельная система практически не применяется.
  • Жидкостная. Представляет собой систему трубчатых контуров, по которым циркулирует охлаждающая жидкость. Жидкостное охлаждение может быть принудительным (перекачка насосом), термосифонным (за счет разности в плотности нагретой и охлажденной жидкостей) и комбинированным (охлаждение головки блока цилиндров осуществляется принудительно, а остальные узлы термосифонным принципом). Такая система более эффективна в сравнении с воздушной, но при определенных режимах работы (длительный простой с включенным двигателем, повышенные температуры окружающей среды) может быть недостаточной для качественного охлаждения.
  • Комбинированная. Представляет собой использование и воздушного обдува, и жидкостных контуров.

Системы охлаждения на основе жидкости также разделяются на открытые и закрытые. Первые имеют сообщение с атмосферой при помощи пароотводной трубки, а во вторых жидкость полностью изолирована от окружающей среды. В закрытых системах давление антифриза больше, а следовательно, выше и температура кипения. Это позволяет использовать их при высоких температурах нагрева жидкости (до 120°C).

Устройство и принцип работы системы охлаждения ДВС

Наиболее популярной в современных автомобилях является комбинированная система охлаждения двигателя с принудительной циркуляцией воздуха и жидкости. Она состоит из следующих элементов:

  • Радиатор системы охлаждения.
  • Вентилятор радиатора.
  • Малый и большой охлаждающие контуры.
  • Рубашка системы охлаждения (система каналов в блоке цилиндров).
  • Датчик температуры.
  • Термостат.
  • Расширительный бачок.
  • Насос (помпа).
  • Радиатор печки.
  • Масляный радиатор (опционально).
  • Радиатор системы рециркуляции отработавших газов (опционально).

В момент запуска двигателя насос начинает перекачку жидкости по малому контуру. Когда двигатель нагревается до рабочей температуры, срабатывает термостат и открывает второй (большой) контур охлаждения. Проходя через узлы мотора, охлаждающая жидкость нагревается и расширяется. При увеличении температуры часть жидкости поступает в расширительный бачок. Это позволяет компенсировать излишний объем, независимо от того, какое давление установилось в системе.

Большой и малый круги циркуляции ОЖ

Проходя через участок радиатора системы охлаждения, антифриз вновь остывает и возвращается на новый цикл. Если этот режим снижения температуры оказывается недостаточным, срабатывает температурный датчик, передающий сигнал блоку управления двигателя и запускающий вентилятор воздушного охлаждения. Если и его оказывается недостаточно, на приборную панель (индикатор) поступает сигнал о перегреве двигателя.

Масляный радиатор и радиатор рециркуляции отработавших газов может присутствовать не во всех системах охлаждения. Они необходимы для синхронного снижения температуры смазки и выхлопа, что делает эксплуатацию автомобиля более безопасной и экономичной. В автомобилях с турбонаддувом также может присутствовать еще один охлаждающий контур для снижения температуры воздуха наддува.

Как устроен радиатор охлаждения двигателя

Радиатор системы охлаждения ДВС состоит из следующих элементов:

  • Сердцевина. Она может быть трубчатой (вертикальные трубки овального или круглого сечения, объединенные тонкими горизонтальными пластинами), пластинчатой (изогнутые пары пластин, спаянные по краям) и сотовой (спаянные трубки с сечением в виде правильного шестиугольника).
  • Верхний бачок. Оснащен заливной горловиной с герметичной пробкой, а также патрубком для установки шланга, подводящего антифриз. В горловине выполнено отверстие для установки пароотводящей трубки. Последняя имеет паровой клапан, который открывается в случае закипания.
  • Воздушный клапан. Он необходим для наполнения радиатора воздухом после остановки двигателя. Когда охлаждающая жидкость полностью остывает, без подачи дополнительного объема воздуха в системе может возникнуть сильное разрежение, провоцирующее сдавливание трубок.
  • Нижний бачок. Оснащен патрубком для крепления шланга отвода жидкости.
  • Крепления.

Принцип работы радиатора основан на многоуровневой циркуляции воздуха в его сердцевине, что делает снижение температуры охлаждающей жидкости, проходящей через него, более интенсивным.

Наиболее эффективными являются радиаторы пластинчатого типа, но они подвержены быстрому загрязнению, а потому самой популярной конструкцией стали трубчатые.

Особенности работы датчика температуры ОЖ

Температурный датчик позволяет контролировать состояние системы. Определить, где находится датчик температуры охлаждающей жидкости просто: как правило, он расположен в канале головки блока цилиндров. Он представляет собой терморезистор в герметичном корпусе, который может быть изготовлен из бронзы, пластика и латуни. На корпусе имеется резьба для установки в канал.

Читать еще:  Модельный ряд Peugeot

Принцип работы датчика основан на следующем эффекте: при повышении температуры сопротивление чувствительного элемента снижается, а при ее уменьшении увеличивается. Показатель сопротивления передается на электронный блок управления двигателем. Чтобы при этом данные состояния охлаждающей жидкости были точными, датчик должен быть полностью погружен в нее. При температуре 100°C сопротивление датчика температуры охлаждающей жидкости должно быть порядка 177 Ом. С учетом погрешностей измерения допускается показатель сопротивления 190 Ом. Если же отклонения больше допустимых, датчик необходимо заменить.

В некоторых моделях автомобилей может быть предусмотрено два датчика температуры. Один отвечает исключительно за включение вентилятора радиатора, а второй представляет собой датчик указателя текущей температуры охлаждающей жидкости.

Что используют в качестве охлаждающих жидкостей

В роли рабочей жидкости в системах охлаждения изначально применялась дистиллированная или деионизированная вода. Однако для современных двигателей она не обеспечивает нужный диапазон рабочих температур. Помимо этого, она склонна к коррозионной активности в отношении металлов, что снижает срок эксплуатации системы охлаждения. Для устранения этих недостатков в качестве охлаждающей жидкости сегодня применяются составы со специальными присадками (этиленгликоль, ингибиторы коррозии), что повышает характеристики всей системы. Чаще всего используется антифриз, который имеет более низкий порог замерзания.

При возникновении ситуации, когда требуется экстренный долив охлаждающей жидкости, можно использовать обычную чистую воду. Однако для корректной работы системы при первой возможности такой раствор необходимо заменить на качественный антифриз.

Замена охлаждающей жидкости проводится каждые 60-100 тысяч километров пробега. В охлажденном состоянии (при выключенном двигателе) ее количество должно быть на уровне нижнего края патрубка расширительного бачка охлаждающей системы. Для удобства на нем выполнены отметки «Min» и «Max». Когда количество жидкости ниже минимальной отметки — выполняют долив. Если после работы уровень вновь упал — это свидетельствует о разгерметизации системы.

Значимость системы охлаждения двигателя не вызывает сомнений. А потому стоит регулярно проводить профилактический осмотр ее основных узлов. Это позволит избежать перегрева двигателя и возникновения критических поломок.

Система охлаждения авто

Система охлаждения авто — предназначена для отвода тепла от двигателя, в независимости от типа и устройства самого аппарата, будь то дизельный или бензиновый движок. Крайне важно не допускать перегрева двигателя, поэтому сохранять систему охлаждения в хорошем состоянии — является обязательным условием. Прежде чем начать ухаживать за охладительной системой, и при необходимости выполнять крупный и мелкий ремонт, нужно разобраться в устройстве и принципе работы.

Основные функции системы

Как упоминалось, система полного охлаждения запчастей авто охлаждения нужна для принудительного охлаждения двигателя, но эта функция далеко не единственная в работе данного механизма. Помимо охлаждения ходовой части в машине, система имеет ряд функций, о которых может догадываться не каждый водитель. Итак, в такие функции входит:

  • Нагрев салона
  • Прогрев двигателя
  • Охлаждение воздуха и выхлопных газов
  • Охлаждения смазки двигателя и коробки передач

Как видно, система может не только охлаждать, но и нагревать отдельные элементы машины. С нагревом салона все понятно, но не совсем ясно для чего нужно нагревать мотор, ведь система охлаждения двигателя, призвана делать совсем противоположную задачу? Ответ прост: происходит ускорение запуска двигателя. Система помогает увеличить температуру до рабочей, тем самым ускорив его запуск. После чего она настраивается на постоянное поддержание этого параметра.

Охлаждение воздуха произойдет только в том случае, если есть турбонадув. Данный параметр используется лишь в крайнем случае, если автомобиль подвергается большому износу, и производить езду на повышенных скоростях. Чтобы поставить данную охлаждающую систему, нужно внести изменение в конструкцию кузова, поэтому такую конструкцию можно встретить довольно редко. Что же касается охлаждения выхлопов, то данная система присутствует практически в каждом автомобиле. Нужна такая система для того, чтобы не навредить работающим деталям автомобиля.

К сожалению, температура смазочного вещества в коробке передач и в двигателе имеет температуру кипения, и поэтому масло нужно постоянно охлаждать. Если избавится от охладителя масла, оно просто закипит. В данном случае выйдет из строя весь механизм, так как масло загустеет и не будет выполнять своей основной функции. Все подвижные детали будут поддаваться сильному механическому трению, и быстро изнашиваться.

Таким образом, важный, и дорогостоящий механизм авто придет в негодность, и его придется заменить. Другими словами, система охлаждения помогает уберечь автомобиль от сильного износа, тем самым экономя большие деньги. Она выполняет важную функцию, и если выйдет из строя, будут плачевные последствия. Поэтому важно следить за состоянием всей системы, и постараться сохранить её в лучшем виде. Но как этого добиться? Ответом будет — постоянная профилактика, промывка системы, и необходимость поддерживать постоянное давление в системе охлаждения.

Профилактика системы охлаждения

Любому механизму, в том числе системе охлаждения, требуется постоянная профилактика. Самый лучший способ сохранить важный элемент автомобиля — промывка. Дело в том, что патрубки системы, со временем покрываются слоем ржавчины, остатками антифриза, накипи и остатками масла. Все это сильно мешает доступу охладительной жидкости, и в скором времени, система может перестать хорошо забирать тепло. Частые поломки — последствия несвоевременной очистки.Очистка бывает двух видов — внутренняя и внешняя прочистка. Внешняя очистка производится довольно просто — происходит промывание радиаторной решетки системы охлаждения от всевозможной пыли, грязи и трупов насекомых. Все эти процедуры помогут обеспечить постоянный приток воздуха и ускорят охлаждения раскаленных деталей. Честить решетку нужно по мере загрязнения, так как в сырую и грязную погоду она загрязняется намного больше, чем в обычное время.

Внутренняя очистка производится намного реже, и проверить уровень загрязнения намного труднее. Рекомендуется производить очистку примерно один раз в год. Такой подход позволит избежать лишних трат на ремонт и в то же время не производить чистку слишком часто. Период времени года лучше выбрать, когда не сильно холодно, но и перед тем когда настанет сильно жарко. Лучше всего подходит поздняя весна, так как морозы уже прошли, а сильная жара еще не началась.

Нужна ли промывка системы охлаждения может подсказать сам автомобиль. На некоторых дорогих автомобилях, присутствует специальная лампочка в виде радиатора. Данный индикатор может сигнализировать о том, что требуется замена не только охлаждающей жидкости, но и о том, что есть необходимость прочистить патрубки авто.

В том случае, если нет специальной сигнализирующей лампочки, нужно обратить внимание на поведение самой машины. По поведению автомобиля можно понять, нужен ли ему ремонт, и точно также можно определить нужду в прочистке, важно знать правильное поведение и признаки. Вот основные показатели того, что нужно провести профилактические работы:

  • Датчик постоянно сигнализирует о перегреве.
  • Повышенные обороты вентиляторов.
  • Постоянный перегрев двигателя.
  • Помпа работает некорректно.
  • Плохая работа печки.

Если появились данные «симптомы», нужно немедленно приступать к «лечению болезни». Но возникает следующая проблема: какое средство можно использовать для очистки системы? Очень важно выбирать правильное средство, чтобы не навредить всей системе, ведь ремонт подобной вещи может обойтись довольно дорого.

Средства для очистки системы

Для того, чтобы хорошо прочистить патрубки, можно воспользоваться как покупными средствами, так и домашними. Чем хороши покупные средства для очистки? В первую очередь — ценой. Все остальные плюсы довольно сомнительные. Но используя такие средства, водитель имеет полную уверенность в том, что он не навредить хрупкой организации различных трубок. И действительно, покупные средства имеют довольно щадящий характер, и не так вредят системе в целом. Но если подумать, чем промыть систему охлаждения, то можно найти домашние средства.

Как обстоит дело с подручными очистителями? Примерно также, если выбрать правильное средство, оно сможет очистить ржавчину накипь и масло, не хуже покупного аналога. Единственной разницей, будет цена. Но существует опасность! Используя средство, не предназначенное для очистки системы охлаждения, повредить шланги. В итоге, дорогостоящий ремонт неизбежен.

О том, как не погубить систему охлаждения авто поподробнее. Первое что приходит на ум при словосочетании убрать накипь и ржавчину — всем известный напиток CocaCola. Никакие напитки особенно с содержанием большого количества газа и сахара использовать не рекомендуется, так как можно навредить важным узлам мотора. Также не рекомендуется пользоваться бытовыми очистителями жира, и бытовой химией.

Лучшие домашние средства — уксусная, лимонная и молочная кислота. Ключевое слово — кислота, и не даром, ведь вся промывочная смесь должна иметь кислоту, которая в свою очередь, хорошо разъедает накипь, и другие загрязнители.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector