55 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Классификация подвижного состава пассажирского автомобильного транспорта

Классификация подвижного состава пассажирского автомобильного транспорта

Подвижной состав автомобильного транспорта и ГНЭТ —самоходные и прицепные технические средства, допускаемые согласно действующему законодательству к эксплуатации на дорожной сети общего пользования и предназначенные для перевозки пассажиров, их ручной клади и багажа.

Классификация подвижного состава производится по ряду технических и эксплуатационных признаков, имеет целью установить целесообразные для производства и эксплуатации конкретные виды и типы единиц подвижного состава применительно к существующим производственным, эксплуатационным и экономическим требованиям и условиям. С точки зрения организации перевозок пассажиров имеет значение используемый подвижным составом путь сообщения, пассажировместимость и назначение по виду сообщения.

По виду используемого пути сообщения различают транспортные средства нежестко или жестко привязанные к пути. Нерельсовые транспортные средства перемещаются по дорожному полотну, используя пневматический ход, и подразделяются на средства автомобильного и городского наземного электрического транспорта.

Пассажирские автомобили в зависимости от пассажировместимости подразделяют на автобусы и легковые автомобили. Средства нерельсового электрического транспорта подразделяют на троллейбусы и электромобили. Электромобили в ближайшей перспективе начнут вытеснять автомобили. Производятся и эксплуатируются также гибридные безрельсовые транспортные средства —дуобусы, имеющие двигатель внутреннего сгорания для движения в местах, где нет троллеев, для подзарядки аккумуляторов, тяговые электродвигатели и штанги для токосъема от троллеев.

Дорожные транспортные средства, жестко привязанные к пути, в городах представлены трамваем, использующим для направления движения рельсовый путь, уложенный либо на проезжей части улиц, либо рядом на обособленной полосе. В ряде городов эксплуатируют скоростной трамвай, рельсовый путь которого преимущественно проложен на обособленной полосе, в туннелях и по эстакадам.

Автобусы классифицируют по назначению и пассажировместимости. По назначению, согласно ГОСТ 27815 —88, автобусы подразделяются на городские, междугородные, дальнего следования. На базе стандартных автобусов выпускаются модификации, предназначенные для специальных перевозок. Выпускаются также специальные автобусы, например аэродромные, эксплуатируемые вне дорог общего пользования.

Назначение автобуса предопределяет планировочные решения по размещению мест для пассажиров, ручной клади и багажа, сопровождающего персонала, номенклатуру оборудования салона и требования, предъявляемые к тягово — мощностным и экономическим качествам силовой установки автобуса.

Городские автобусы имеют планировку пассажирского салона, позволяющую провозить большое число пассажиров в условиях интенсивного пассажирообмена. Для этого предусмотрены преимущественно трехрядное расположение сидений, ровный и низкий пол салона, минимум невысоких ступеней, несколько широких дверей, накопительные площадки около дверей для ускорения выхода и входа большого числа пассажиров. У задней двери расположено место кондуктора. Планировка и оборудование салонов троллейбусов и вагонов трамвая аналогичны городским автобусам.

На пригородных маршрутах используют как обычные внутригородские автобусы, так и их специальные модификации, отличающиеся четырехрядной планировкой салона с увеличенным числом мест для сидения, накопительными площадками уменьшенной емкости. Пригородные автобусы могут также отличаться от внутригородских меньшим числом дверей и их шириной.

В городских автобусах пассажиры перевозятся как сидя, так и стоя, за исключением автобусов особо малой вместимости, в которых разрешается перевозить только сидящих пассажиров. Междугородные автобусы предназначены для перевозки только сидящих пассажиров на сравнительно большие расстояния. Поэтому в салонах междугородных автобусов устанавливают удобные мягкие кресла, как правило, с регулируемой по углу наклона спинкой, применяют черырехрядное расположение кресел. На междугородных маршрутах небольшой протяженности могут использоваться автобусы с полумягкими сиденьями, имеющими нерегулируемые спинки. Для перевозки почты по регулярным автобусным маршрутам междугородные автобусы могут иметь изолированный и пломбируемый отсек для почтовой корреспонденции.

Автобусы дальнего следования используют на международных маршрутах большой протяженности и для перевозки групп туристов на большие расстояния, например в автобусных турах. Пассажиры перевозятся только сидя. Эти автобусы часто по ряду элементов конструктивно близки к междугородным автобусам и отличаются повышенной комфортабельностью. Туристские автобусы выпускаются преимущественно двухэтажными, причем пассажирский салон имеет остекление, обеспечивающее повышение обзорности. Для туристских автобусов выпускаются прицепы с раскладываемыми местами для ночлега на стоянке.

Автобусы используются также организациями при перевозках работников для собственных нужд, в том числе для внутриусадебных перевозок работников сельскохозяйственных организаций.

Пассажировместимость является критерием различия между автобусами и легковыми автомобилями. Международной конвенцией о дорожном движении установлено, что к автобусам относятся пассажирские автомобили с числом мест для пассажиров более восьми. Последствием этого разграничения является требование к водителям автобусов иметь в своем водительском удостоверении отметку о допуске к управлению транспортным средством категории D, что предполагает существенно более высокую квалификацию и наличие опыта работы, в то время как для управления легковым автомобилем требуется категория В.

Пассажировместимость также является основным критерием подразделения автобусов на классы.

Ранее основным классификационным признаком для автобусов всех видов назначения была габаритная длина кузова автобуса. Это было актуально в связи с тем, что в плановой экономике единые ставки тарифной части заработной платы водителя устанавливались в зависимости от габаритной длины автобуса. Ныне тарифные ставки устанавливаются АТО самостоятельно, и классификация автобусов по габаритной длине утратила экономическое значение, хотя кое-где еще используется по инерции. Классификацию по длине целесообразно использовать только для междугородных и туристских автобусов.

Рациональная структура парка городских автобусов в Российской Федерации должна включать все приведенные классы по вместимости. Парк междугородных автобусов состоит в основном из автобусов большой и средней вместимости. Исследованиями установлено, что рациональная структура парка автобусов Российской Федерации, используемых в междугородном сообщении, должна состоять приблизительно из 20 % автобусов малой, 33 % средней и 47 % большой пассажировместимости. Для перевозок туристов наиболее предпочтительны автобусы большого класса.

Дополнительными классификационными признаками для автобусов являются:

принятая конструктором компоновка ;

Применявшаяся ранее советская классификация легковых автомобилей в качестве основного признака использовала объем двигателя, что не соответствует современной практике оснащения автомобилей одной модели силовыми агрегатами различного объема и мощности. Поэтому советская классификация ушла в прошлое как непригодная для целей организации коммерческой деятельности и ныне используется западноевропейская классификация, согласно которой легковые автомобили различают по габаритам и по особенностям конструкции кузова и шасси.

Для целей потребительской ориентации производства и маркетингового сегментирования рынка выделяют 10 условных групп, среди которых рассматривают шесть классов и четыре типа кузова или шасси.

Легковые автомобили выпускаются преимущественно с колесной формулой 4×2. Такие автомобили предназначены для эксплуатации на дорогах, имеющих хорошее техническое состояние и надлежащее содержание. Схема привода с колесной формулой 4×4 используется в автомобилях, предназначенных для эксплуатации на дорогах заснеженных, горных и с покрытием низкого качества или для эксплуатации как на дорогах, так и вне дорог.

Для целей удержания налога с владельцев автотранспортных средств легковые автомобили в России подразделяют по мощности двигателя на две категории —до 100 л. с. и свыше. Для целей взимания таможенных пошлин за ввоз автомобилей на территорию Российской Федерации легковые автомобили подразделяют по виду используемого топлива и объему двигателя.

Для целей нормирования технических требований к безопасности пассажирских автомобилей они, согласно ГОСТ 25487 —91, подразделяются на категории:

M1 —имеющие не более восьми мест для сидения, кроме места водителя, или созданные на их базе модификации, при полной массе базовой модели, соответствующей полной массе базовой модели легкового автомобиля;

Читать еще:  К чему снится красная машина

М2 —то же, имеющие более восьми мест для сидения, кроме места водителя, и полной массой до 5 т;

М3 —то же, что и М2, но при полной массе свыше 5 т.

В сельской местности при выполнении внутриусадебных и внутрирайонных перевозок, при других перевозках пассажиров в связи с производственной необходимостью допускаются перевозки людей в кузовах «бортовая платформа» или «фургон» грузовых автомобилей. Перевозки людей в самосвальных кузовах, в полуприцепах и прицепах запрещены. Грузовой автомобиль, используемый для перевозки пассажиров, должен быть оборудован сиденьями, закрепленными на высоте 0,3…0,5 м от пола и не менее 0,3 м от верхнего края борта кузова, а при перевозке детей, кроме того, борта должны иметь высоту не менее 0,8 м от уровня пола.

Сиденья, расположенные вдоль заднего и боковых бортов, должны иметь прочные спинки. Предельную пассажировместимость грузовых автомобилей устанавливают по числу оборудованных в зависимости от модели автомобиля мест для проезда сидя. Такой грузовой автомобиль часто оснащают тентом. Для входа и выхода пассажиров задний борт может выполняться с откидной дверцей, а в задней части кузова устанавливают складной трап. Перевозки пассажиров грузовыми автомобилями по регулярным маршрутам не допускаются. Водитель грузового автомобиля, перевозящего пассажиров, должен иметь удостоверение на право управления автомобилем категории С —при перевозке до восьми пассажиров и категорий Си D —при перевозке большего числа пассажиров, при условии стажа управления автомобилями данных категорий более трех лет.

В СССР государственными органами раз в пять лет разрабатывался перспективный типаж пассажирских автомобилей, целью которого было распределение плана выпуска автомобилей различных типов между производителями. В рыночных условиях хозяйствования планово — распределительные функции типажа автомобилей утратили значение. Однако актуальной остается рационализация структуры парка автобусов. Эта задача в современных условиях самостоятельно решается производителями автобусов и составляет основу проводимой ими маркетинговой политики. Целесообразной представляется разработка ассоциациями автопроизводителей и автотранспортников справочно — рекомендательного типажа автобусов. В ряде стран успешно эксплуатируются автобусы с прицепами. Целесообразно распространить такой зарубежный опыт на автобусных маршрутах, проходящих по дорогам с хорошим состоянием покрытия.

В 80 — е гг. XX в. был спроектирован и построен «активный» автобусный поезд. Такой поезд состоит из головного автобуса с водителем и прицепного автобуса, соединенного с головным автобусом телескопической сцепкой. В движении автобусы испытывают различное сопротивление и нагрузки. Поэтому их движение не будет синхронным без соответствующего управления. Телескопическая сцепка, растягиваясь или сжимаясь в процессе движения, вырабатывала сигналы для управления подачей горючей смеси в двигатели сцепленных автобусов. Рулевой привод обоих автобусов был соединен тягами. Поезд был успешно испытан в Киеве.

В перспективе следует ожидать появления модульного подвижного состава ГПТ. Модульная единица подвижного состава состоит из головной и кормовой частей и может оснащаться несколькими промежуточными модулями различной длины. Идея модульного поезда основана на возможности оперативно изменять пассажировместимость единицы подвижного состава на конечных пунктах маршрутов за счет стыковки и расстыковки дополнительных промежуточных модулей. Конструкция ходовой части обеспечивает движение различных сцепленных между собой модулей по следу первого модуля, подобно движению змеи. По расчетам использование модульного подвижного состава приведет к снижению себестоимости перевозок на 10%. Модульный принцип используется при производстве трамвайных вагонов.

Изготовителями проводится работа по унификации элементов конструкции автобусов, что снижает разнообразие номенклатуры запасных частей и упрощает техническое обслуживание и ремонт подвижного состава. В конструкции подвижного состава широко используются современные материалы, передовые технологии, включая компьютеризацию различных систем автобусов и легковых автомобилей, в первую очередь систем, обеспечивающих безопасность движения.

Классификация подвижного состава пассажирского автомобильного транспорта

Подвижной состав автомобильного транспорта: назначение и классификация.

Подвижным составом автомобильного транспорта называют автомобили, автомобильные поезда, прицепы и полуприцепы. Подвижной состав служит для выполнения транспортных и нетранспортных работ: перевозки грузов, пассажиров и специального оборудования для производства различных операций.

Подвижной состав общего назначения служит для выполнения различных транспортных перевозок, специализированный — только и для определенных транспортных перевозок, а специальный —для производства разнообразных нетранспортных работ.

Пассажирский подвижной состав предназначен для перевозки людей. К нему относятся легковые автомобили и автобусы. Легковые автомобили служат для индивидуальной перевозки пассажиров (от 2 до 8 человек).

Легковые автомобили общего назначения имеют закрытые и открытые кузова. Специализированные легковые автомобили предназначены для перевозки пассажиров определенных катего­рий. К специализированным относятся автомобили скорой помо­щи,такси и др.

Специальные легковые автомобили служат для выполнения нетранспортных работ. Они выпускаются на базе шасси легковых автомобилей и оборудуются специальными устройствами, аппа­ратурой и т.п. К специальным относятся лабораторные,полицейские автомобили и др.

Автобусы служат для массовой перевозки пассажиров. Автобу­сами общего назначения являются городские, пригородные и междугородные автобусы. К специализированным относятся санитар­ные, туристические и школьные автобусы.

Автобусы имеют кузова вагонного и капотного типов и обычно выполняются на базе агрегатов грузовых автомобилей. Широкое распространение получили микроавтобусы, которые выпускают­ся на базе легковых автомобилей.

Специальные автобусы выполняются на базе шасси автобусов общего назначения, могут иметь специальные кузова и оборуду­ются специальными устройствами, приборами, аппаратурой и др. К таким автобусам относятся подвижные технические станции, кинолаборатории, санитарно-ветеринарные автобусы и др.

Грузовой подвижной состав служит для перевозки грузов различных видов. К нему относятся грузовые автомобили, автомобили-тягачи, автопоезда, прицепы и полуприцепы. Грузовые автомобили могут быть общего назначения, специализированными и специальными.

Грузовые автомобили общего назначения предназначены для перевозки всех видов грузов, кроме жидких (без тары). Они имеют грузовые кузова в виде бортовых платформ.

Специализированные грузовые автомобили служат для перевозки грузов только определенных видов. Они имеют приспособленные для таких перевозок кузова и оборудуются специальны­ми устройствами и приспособлениями для погрузки и разгрузки. К специализированным относятся автомобили-самосвалы, цис­терны, фургоны, рефрижераторы, самопогрузчики.

Специальные грузовые автомобили предназначены для вы­полнения разнообразных нетранспортных работ и операций. Они оборудованы специальными приспособлениями, механизмами, устройствами, изготавливаются на базе шасси грузовых автомо­билей и могут иметь специальные кузова. К специальным грузовым автомобилям относятся коммунальные (мусороуборочные, снегоуборочные, поливочные и др.), пожарные, ремонтные мас­терские, автокраны, автовышки, автокомпрессоры, автобетоно­мешалки.

Автопоезда позволяют увеличить производительность подвиж­ного состава и снизить себестоимость перевозок. Так, в одинако­вых условиях эксплуатации себестоимость перевозок автопоездом на 25… 30 % ниже, а производительность в среднем в 1,5 раза выше, чем у одиночного автомобиля.

Автопоезда состоят из автомобилей-тягачей, прицепов и полуприцепов. Автопоезда подразделяются на прицепные, седельные и роспуски.

Прицепной автопоезд состоит из грузового авто­мобиля и одного или нескольких прицепов. Седельный автопоезд состоит из седельного автомобиля-тягача и полупри­цепа, передняя часть которого закреплена на тягаче.

Автопоезда-роспуски состоят из грузового автомо­биля и прицепа-роспуска, оборудованного опорными балками (кониками) для крепления длинномерных грузов (леса, труб, сор­тового металла и др.).

Прицепной подвижной состав включает в себя прице­пы и полуприцепы, которые, как и автомобили, могут быть общего назначения, специализированными и специальными. Кроме того, прицепы могут быть легковыми и грузовыми.

Различие между грузовыми прицепами и полуприцепами со­стоит в том, что прицепы соединяются с автомобилем-тягачом тягово-сцепным устройством типа крюк—петля или шкворень — петля, а полуприцепы — опорным седельно-сцепным устройством.

Читать еще:  Замена главного цилиндра сцепления ВАЗ Классика

Конструкции прицепов и полуприцепов очень разнообразны. Они могут быть одноосными, двухосными и многоосными в зависимости от того, для перевозки каких грузов предназначены

Кроме того, прицепы и полуприцепы также могут быть как с ак­тивным приводом, так и без него. При активном приводе прице­пы и полуприцепы имеют ведущие колеса, к которым подводятся мощность и момент от двигателя автомобиля-тягача, а без актив­ного привода — не имеют ведущих колес.

Проходимость подвижного состава (способность двигаться по плохим дорогам и вне дорог) различна в зависимости от его типа и назначения. В основу подразделения подвижного состава по проходимости положена колесная формула, выражающая цифровым индексом общее количество колес автомобиля и количество ведущих колес.

Автомобили ограниченной проходимости пред­назначены для движения по дорогам с твердым покрытием и су­хим грунтовым дорогам. Эти автомобили имеют два моста, один из которых ведущий (передний или задний). Колесная формула автомобилей ограниченной проходимости обозначается индексом 4×2, где первая цифра (4) означает общее число колес, а вторая цифра (2) показывает число ведущих колес. Если ведущие колеса автомобиля двухскатные (сдвоенные), то колесная формула обо­значается также индексом 4×2.

Автомобили повышенной проходимости пред­назначены главным образом для сельской местности. Их можно эксплуатировать как на грунтовых дорогах, так и на дорогах с твердым покрытием. Эти автомобили способны двигаться даже вне дорог и преодолевать при этом заболоченные, глинистые и засне­женные участки, а также водные преграды и крутые подъемы. Автомобили повышенной проходимости имеют несколько ведущих мостов. Их колесные формулы — 4×4, если у автомобиля два моста и оба ведущие, и 6х4, если автомобиль имеет три моста, из которых средний и задний являются ведущими.

Автомобили высокой проходимости способны преодолевать рвы, ямы и другие подобные препятствия. Это авто­мобили со всеми ведущими мостами, число которых три и более. Колесные формулы автомобилей высокой проходимости — 6×6 и 8×8.

Безопасность подвижного состава.

Подвижной состав должен иметь высокую конструктивную бе­зопасность: активную, пассивную и экологическую.

Активная безопасность — свойство автомобилей предотвращать дорожно-транспортные происшествия.

Активную безопасность автомобиля обеспечивают его высокие тягово-скоростные и тормозные свойства, хорошие устойчивость и управляемость, высокая плавность хода, хорошие обзорность и комфортабельность, резко снижающие утомляемость водителя и создающие условия длительной безаварийной работы.

Пассивная безопасность (внутренняя и внешняя) — свойство автомобилей уменьшать тяжесть последствий дорожно-транспорт­ных происшествий. Пассивную безопасность автомобилей обеспе­чивают высокая прочность пассажирского салона, практически исключающая его деформации при авариях, ремни безопаснос­ти, быстронадувные подушки безопасности, травмобезопасное рулевое управление, подголовники, безопасные стекла, безопас­ное внутреннее оборудование кузова, уменьшающее травмирова­ние водителя и пассажиров, безопасная внешняя форма кузова, уменьшающая травмирование пешеходов.

Экологическая безопасность — свойство автомобилей снижать вред, наносимый в процессе эксплуатации пассажирам, во­дителю и окружающей среде.
«Читайте далее-Грузовой подвижной состав»
«Классы легковых автомобилей»
«Седельный тягач»

146. Классификация подвижного состава автомобильного транспорта. Классификация подвижного состава автомобильного транспорта

146. Классификация подвижного состава автомобильного транспорта

Дорожные – Группа А, Группа Б;

Внедорожные повышенной и высокой проходимости – колесные, гусеничные, амфибии на воздушной подушке;

Специальные – пожарные, санитарные, спортивные, коммунальные, автокраны;

Грузовые – специализированные, универсальные: тягачи, автомобили, автопоезда, прицепы, полуприцепы, прицеп-роспуск.

Пассажирские – автобусы (микро, многоместные, вагонного типа, двухэтажный, сочлененный, автопоезд)- городской, пригородный, междугородний, туристический, экскурсионный, школьный, автопоезд; автомобили (личного пользования, ведомственные, такси, прокат) – кузов закрытый, открывающийся (кабриолет), открытый (фаэтон), универсальный.

Особо малая – 0,5; Малая – 0,5-2,0; Средняя –2-8; большая – 8-16; особо большая – свыше 16; тяжеловоз – до 30.

Особо малая — 5; малая — 7,5; средняя – 8,5-9,5; большая– 10-12; особо большая – 16,5; сочлененная – свыше 16,5.

8) виду двигателя – карбюраторные, дизельные, газобаллонные, электрические, на воздушной подушке.

147. Назначение, достоинства и недостатки внутреннего водного транспорта

Внутренний водный транспорт используется для перевозок массовых грузов внутри страны, так же выполняет высокрентабельные перевозки внешнеторговых грузов судами смешанно типа и типа «река-море».

В соответствии с географическими особенностями речной транспорт работает преимущественно в меридиональном направлении, обеспечивая грузообмен между северными и южными районами страны. В то же время основные грузопотоки проходять в широтном направлении. Это обстоятельство вызывает необходимость проведения судоходных каналов в направлении с востока на запад, комбинировать виды транспорта.

— обеспечивает высокие провозные способности на глубоководных реках и водоемах

— низкая себестоимость перевозок внутренним водным (речным) транспортом.

— низкая капиталоемкость водного (речного) транспорта

— удельный расход топлива в 4 раза меньше, чем на автомобильном транспорте, и в 15-20 раз меньше, чем на воздушном транспорте;

— низкая скорость доставки

— зависимость от глубин рек и водоемов, навигационных условий

— ограниченная возможность доставки к пунктам потребления.

— малая частота отправок

-низкая географическая доступность водного (речного) транспорта.

148. Проблемы и тенденции развития речного транспорта.

Речной транспорт хотя не играет определяющей роли в объемах грузовых и пассажирских перевозок, однако превосходит все другие виды транспорта по уровню доходов от своей деятельности, в основном — за счет заграничных перевозок грузов. География функционирования речного транспорта установилась и в основном ограничивается бассейнами рек Днепра и Дуная, а также прибрежными водами Черного моря, что позволяет доставлять грузы и пассажиров в речные и морские порты ряда стран Центральной и Юго-Восточной Европы. В системе транспортных коммуникаций речной транспорт больше других видов подвержен влиянию природных сезонных изменений, поэтому его деятельность следует тесно согласовывать с работой автомобильного и железнодорожного транспорта.

В настоящее время основными сдерживающими факторами интенсивного использования речного транспорта в плане европейской интеграции являются устаревшая материально-техническая база, невысокий уровень механизации перегрузочных работ, значительный физический и моральный износ судов, малая доля пакетированных грузов в общем их объеме, недостаточные объемы перевозок с использованием системы «буксир-толкач/баржа». Речной транспорт государства имеет вспомогательный характер, ориентированный на крупные партии грузов (в основном строительных материалов) и не может конкурировать по тарифам и услугам с железнодорожным транспортом. Эффективность функционирования речного транспорта Украины значительно ниже (около 20 %) по сравнению с развитыми странами, имеющими подобные ресурсы этого вида транспорта.

Классификация подвижного состава автомобильного транспорта

Тип подвижного состава

Класс, грузоподъемность подвижного состава

Характеристика подвижного состава

рабочий объем двигателя, л особо малого класса

особо малого класса

особо большого класса

особо малой грузоподъемности

полезная нагрузка, т

св. 1,0 до 3,0 вкл.

особо большой грузоподъемности

Тип подвижного состава

Класс, грузоподъемность подвижного состава

Нормы пробега до КР* (ресурс) не менее, тыс. км

особо малого класса

особо малого класса

особо большого класса

особо малой грузоподъемности

особо большой грузоподъемности

св. 10,0 до 16,0 т

Автомобили-самосвалы внедорожные: все типы

одноосные средней и малой грузоподъемности

Тип подвижного состава

Нормативы периодичности технического обслуживания, не менее, км

один раз в рабочие сутки

независимо от числа рабочих смен

Автомобили грузовые, автобусы на базе грузовых автомобилей или с использованием их основных агрегатов

Прицепы и полуприцепы

Прицепы и полуприцепы тяжеловозы

Читать еще:  Замена направляющих втулок клапанов на ВАЗ 2106

Краткая классификация автомобильного подвижного состава

Строительные машины и оборудование, справочник

Краткая классификация автомобильного подвижного состава

Автомобильный подвижной состав подразделяется на грузовой, пассажирский и специализированный.

Грузовой подвижной состав включает грузовые автомобили, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы. В зависимости от устройства кузова и других конструктивных особенностей автомобилей, прицепов и полуприцепов, определяющих характер их использования, грузовой подвижной состав делится на автомобили общего назначения и специализированные.

Автомобили общего назначения имеют неопрокидывающийся кузов типа «платформа» и используются для перевозки всех типов грузов, за исключением жидких без тары, а специализированные имеют кузова, приспособленные для перевозки грузов, которые нерационально перевозить автомобилями общего назначения (самосвалы, фургоны, цистерны и др.).

Автомобили-тягачи буксируют прицепы и полуприцепы. По способу соединения с прицепами и полуприцепами автомобили-тягачи делятся на седельные, которые работают в сцепе с полуприцепами, и буксирные, предназначенные для буксирования прицепов.

Пассажирский подвижной состав составляют легковые автомобили, автобусы, пассажирские прицепы и полуприцепы.

Легковые автомобили по своим конструктивным особенностям делятся на автомобили с кузовом «седан», «купе», «универсал» и «лимузин», а по рабочему объему цилиндров двигателя в литрах — на классы: особо малый — до 1,2 л, малый — от 1,2 до 1,8 л, средний — от 1,8 до 3,5 л, большой — свыше 3,5 л.

Автобусы подразделяются в зависимости от вместимости, которая определяется их длиной, на особо малые с габаритной длиной до 5 м, малые — от 6 до 7,5 м, средние — от 8 до 9,5 м, большие — от 10,5 до 12 м и особо большие— 16,5 м и более. По назначению автобусы делятся на городские, пригородные, местного назначения, междугородные, туристические и экскурсионные.

По степени приспособленности для работы в различных дорожных условиях различают автомобили обычной проходимости и повышенной проходимости.

Читать далее: Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта

Категория: — Механик гаража

Главная → Справочник → Статьи → Форум

Классификация подвижного состава пассажирского автомобильного транспорта

11 Классификация подвижного состава пассажирского автомобильного транспорта.

Подвижной состав автомобильного транспорта – это автомобили, прицепы или полуприцепы.

Автомобили делятся на:

а. транспортные б. специальные в. спортивные

Транспортные делятся на грузовые и пассажирские, а пассажирские делятся на легковые и автобусы.

Особая группа – грузопассажирские автомобили.

Автобусы предназначены для массовой перевозки пассажиров. Важнейшая характеристика – вместимость. По вместимости и длине различают автобусы:

– особо малый до 5 м, до 10 человекомест;

– малый 6-7,5 м, до 20-35 человекомест;;

– средний 8-9,5 м, до 35-60 человекомест;

– большой 10,5-12 м, до 60-100 человекомест; или

– большой 10-16,5 м, до 100-110 человекомест;

– особо большой ³16,5 м, до 160-190 человекомест;

В зависимости от назначения автобусы / на:

– местного сообщения (курсируют между небольшими городами)

Городские- должны иметь многоместный кузов вагонного типа. Особенность – способность интенсивного разгона. Должны иметь широкие проходы, двери не менее двух площадку для стоящих пассажиров; количество сидений = 30% от вместимости.

Пригородные – работают на маршрутах, связывающих город и пригород. Предназначены для перевозки сидячих пассажиров.

Междугородние – предназначены для перевозки пассажиров на значительные расстояния. Требования: высокая скорость, большие удобства, багажные отделения.

Туристические- аналогичны междугородним. Автобус имеет место для экскурсовода.

Экскурсионные имеют большую остекленность.

Школьные – используют для перевозки школьников по сельской местности. На этих автобусах должны быть установлены трафареты.

Легковые автомобили (вместимость до8 человек, включая водителя)

по назначению делятся на 4 группы:

Легковой автотранспорт делят на классы по рабочему объему цилиндра:

– особо малый £ 1,2 л (ОКА)

– малый 1,2-1,8 л (Жигули)

– средний 1,8-3,5 л (Волга)

– большой ³ 3,5 л (ин-ка)

– высший (не регламентируется) (лимузин)

Закрытые кузова для автомобилей:

2 и 3 класса с двумя рядами сидений – седан

3 класса с тремя рядами сидений – лимузин открывающиеся кузова – кабриолет открытые – фаэтон

Классификация автомобильного транспорта

Состав из автомобиля и буксируемого им прицепа или полуприцепа называется автопоездом.

Автомобильный транспорт делится на грузовой, пассажирский и специальный.

К грузовому автотранспорту относятся грузовые автомобили, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы.

К пассажирскому автотранспорту относятся легковые автомобили, автобусы, пассажирские прицепы и полуприцепы.

Автомобили вместимостью до восьми человек (включая водителя) относятся к легковым, свыше восьми человек — к автобусам.

К специальному автотранспорту относятся автомобили, прицепы и полуприцепы для выполнения нетранспортных работ, оснащенные соответствующим оборудованием, — машины для уборки улиц, пожарные, автокраны и т. п.

Использование прицепов позволяет увеличить производительность транспортных работ и снизить себестоимость перевозок. К прицепному автотранспорту относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.

Одноосные прицепы (рис. 1.2, а) соединяются с автомобилем с помощью дышла. При хранении прицепа используются передняя и задняя опоры.

От двухосного прицепа (рис. 1.2, б) вертикальные нагрузки на автомобиль не передаются.

Прицепы-роспуски (рис. 1.2, в) применяются для перевозки длинномерных грузов. Они имеют поворотный конник 3, представляющий собой опорную поворачивающуюся балку, которая обеспечивает правильное размещение груза.

Дышло 2 прицепа-роспуска выполняется раздвижным, что позволяет перевозить грузы различной длины.

Полуприцепы (рис. 1.2, г) передней частью опираются на седельное устройство автомобиля, которое расположено на раме вместо кузова. Такие автомобили называются седельными тягачами. Часть нагрузки от массы полуприцепа и массы перевозимого им груза распределяется на раму седельного тягача. Отсоединенный от тягача полуприцеп опирается на поддерживающую опору 4.

Рис. 1.2. Виды прицепного автотранспорта: а — одноосный прицеп; б — двухосный прицеп; в — прицеп-роспуск; г — полуприцеп; / — подставка; 2 — дышло; 3 — поворотный конник;

Обозначение отечественного подвижного состава состоит из названия завода-изготовителя и четырехзначных цифр, где первая цифра обозначает класс автомобиля, вторая — вид автомобиля, а две последние — порядковый номер модели автомобиля.

Виды автомобилей и их обозначения:

  • 1 — легковые;
  • 2 — автобусы;
  • 3 — грузовые;
  • 4 — тягачи;
  • 5 — самосвалы;
  • 6 — цистерны;
  • 7 — фургоны;
  • 8 — резерв;
  • 9 — специальные.

Легковые автомобили делят на пять классов в зависимости от рабочего объема двигателя:

Класс Рабочий объем двигателя, л

Особо малый. До 1,099

Большой. 3,5 и более

Высший. Не регламентируется

Автобусы делят на пять классов в зависимости от длины:

Особо малый. До 5

Особо большой. 16,5—24

Грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы в зависимости от их полной массы (в тоннах) делятся на следующие классы: менее 1,2; 1,2-2; 2-8; 8-14; 14-20; 20-40; более 40 т.

Таблица 1.1 иллюстрирует цифровую классификацию отечественных автомобилей.

Пятая цифра в обозначении — модификация базовой модели. В обозначение машин экспортного исполнения добавляется шестой знак: экспортному исполнению присваивается цифра 6, тропическому исполнению — 7.

Для прицепов, полуприцепов и роспусков предусмотрены следующие классы: 8 — прицепы; 9 — полуприцепы и роспуски. Вид обозначается второй цифрой, которая соответствует виду автомобиля, например, 1 — прицеп или полуприцеп к легковым автомобилям, 2 — к автобусам и т. д.

Таблица 1.1. Индексы автомобильных подвижных составов в зависимости от класса

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector