19 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гусеничная ходовая часть

Ходовая часть гусеничных тракторов

Общие сведения о ходовой части гусеничных тракторов

Ходовая часть трактора состоит из остова, движителей и подвесок.

Остов несет на себе все агрегаты трактора. Движитель воспринимает его вес и приводит трактор в движение. Подвеска передает вес трактора на почву или гусеницы. Эластичная подвеска смягчает толчки и удары, возникающие при движении трактора.

Гусеничный движитель включает в себя ведущую звездочку 6, гусеничную цепь 4, опорные катки 7, направляющее колесо 2 с натяжным устройством и поддерживающие ролики 5. Звездочка 6 приводит в действие гусеничную цепь и обеспечивает движение трактора. Гусеничная цепь 4 состоит из звеньев, соединенных шарнирно с помощью пальцев. Цепь огибает звездочку 6, направляющее колесо 2, опорные катки 7 и поддерживающие ролики 5, образуя замкнутый контур, называемый гусеничным обводом. Вес (сила тяжести) трактора через опорные катки 7 распределяется на опорную часть гусеницы. При этом среднее условное давление на грунт небольшое, сцепление с ним хорошее.

Гусеничная цепь снабжена почвозацепами и служит дорожкой для качения по ней остова трактора. Ролики 5 поддерживают гусеничную цепь и удерживают ее от бокового раскачивания во время движения трактора. Направляющее колесо 2 и натяжное устройство предназначены для обеспечения правильного направления движения гусеничной цепи, ее натяжения и амортизации гусеничного движителя.

Преимущества гусеничного движителя — высокие сцепные качества и проходимость, низкое среднее давление на грунт. Однако гусеничные тракторы уступают колесным по массе, скорости движения, универсальности использования в сельском хозяйстве.

На гусеничных тракторах широко применяют эластичную и полужесткую подвески.

Эластичная подвеска (рисунок а) состоит из объединенных системой рычагов и упругих элементов опорных катков, которые шарнирно соединены с рамой трактора. Катки объединены между собой попарно в каретку балансирной подвески. В тракторах сельскохозяйственного назначения с каждой стороны предусмотрено по две каретки балансирной подвески. Эластичная подвеска (например, в тракторах ДТ-75, Т-150) позволяет каждому опорному катку копировать рельеф грунта, что улучшает плавность хода при движении на повышенных скоростях.

Рисунок. Схемы подвесок гусеничных тракторов: а — эластичная подвеска: 1 — коленчатая ось; 2 — направляющее колесо; 3 — натяжной винт с гайкой; 4 — гусеничная цепь; 5 — поддерживающий ролик; 6 — ведущая звездочка; 7 — опорный каток; 8 — ось опорного катка; 9 — шарнир балансирной каретки; 10 — шарнир балансиров; 11 — внутренний балансир; 12 — пружиня балансиров подвески; 13 — внешний балансир; б — полужесткая подвеска: 1 — задний шарнир подвески; 2 — ведущая звёздочка; 3 — гусеничная цепь; 4 — поддерживающий ролик; 5 — опорный каток; 6 — рама гусеничной тележки; 7 — направляющее колесо; 8 — пружина натяжного устройства; 9 — рессорное устройство

Полужесткая подвеска представляет собой гусеничную тележку, выполненную из балок различного сечения, на которых устанавливают все элементы движителя. Рама 6 (рисунок б) такой тележки соединяется с остовом трактора сзади шарниром 7; впереди на нее опирается остов через плоскую рессору (в тракторах Т-130, Т-4А).

Плавность хода тракторов с полужесткой подвеской хуже, чем тракторов с эластичной подвеской.

Гусеничная ходовая часть

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ БАЗОВЫХ МАШИН

Гусеничная ходовая часть базовых машин

Ходовая часть — это совокупность элементов шасси, которые предназначены для передачи массы машины на опорную поверхность, сообщения поступательного движения и реализации силы тяги, необходимой для копания и наполнения грунтом рабочего органа бульдозера, бульдозера-рыхлителя, скрепера, грейдера.

Гусеничная ходовая часть обеспечивает машине следующие преимущества: высокие тягово-сцепные свойства (сцепление гусеницы с грунтом в 1,5. 1,7 раза больше, чем у колеса), повышенную проходимость по бездорожью и пересеченной местности, низкие удельные давления на грунт (0,03. 0,08 МПа), высокую маневренность.

Недостатки гусеничной ходовой части — низкие рабочие и транспортные скорости движения (2,7. 3,3 м/с), высокая металлоемкость, меньший срок службы (1500. 2000 ч), разрушение покрытия асфальтовых и бетонных дорог, необходимость применения транспортных средств (трейлеров, большегрузных автомобилей) для перемещения гусеничных тракторов с объекта на объект при большом расстоянии.

В гусеничных тракторах преимущественно используют эластичную и полужесткую (тележечного типа) ходовые части. Эластичная ходовая часть обеспечивает большие плавность хода и скорость движения трактора; тележечная ходовая часть воспринимает большие внешние нагрузки и обеспечивает лучшие точность управления и качество работ при агрегатировании с бульдозером.

Эластичную ходовую часть применяют на тракторах типа ДТ-75НР и ДЭТ-250М2, полужесткую тележечную — на тракторах Т-4АП2, Т-170.

Эластичную ходовую часть трактора ДТ-75НР (рис. 53) монтируют на раме 1. В ее передней части шарнирно установлены две коленчатые оси, на которые воздействуют пружины механизма натяжения 7. На осях на подшипниках свободно вращаются направляющие колеса 2, поддерживающие гусеницы в натянутом состоянии. С двух сторон рамы шарнирно закреплены по две балансирные каретки 5, которыми трактор опирается на гусеничную цепь 6. Ось 4, установленная в задней части рамы, служит опорой конечным редукторам и ведущим звездочкам (см. рис. 47), которые входят в зацепление с гусеницей.

Рис. 53. Эластичная ходовая часть гусеничного трактора типа ДТ-75НР:
1 — рама, 2 — направляющие колеса, 3 — катки 4 — ось, 5 — балансирная каретка, 6 — гусеничная цепь, 7 — механизм натяжения

Рис. 54. Рама трактора типа ДТ-75НР:
1 — передний брус, 2 — отверстия, 3 — брусья, 4, 10 — оси, 5, 8, 9 — опоры, 6 задний кронштейн, 7 — лонжерон

Трактор снабжен двумя гусеничными цепями, которые расположены снаружи рамы. Каждая гусеничная цепь замкнута. Нижняя ее ветвь опирается на грунт и входит в зацепление с ним с помощью почвозацепов. Верхняя ветвь гусеницы опирается на поддерживающие катки 3.

Раму трактора выполняют жесткой (рис. 54). Состоит рама из двух продольных лонжеронов 7, которые связаны между собой жестко передним и задним поперечными брусьями 3. Спереди бугелями к. лонжеронам прикреплен передний брус 1 с противовесом, сзади к ним приварены кронштейны 6, которые снабжены шарнирными опорами 5 для крепления осей ведущих звездочек. В средней части сверху на лонжеронах расположена ось 4 для крепления педалей и рычагов

управления агрегатами трактора, а также опоры 9 для крепления осей четырех поддерживающих катков. Рядом с передним брусом на обоих лонжеронах выполнены отверстия 2 для установки направляющих колес ходовой части и опоры 8 натяжного устройства. С каждой стороны нижних поперечных брусьев 3 установлены неподвижно оси 10 для размещения каретки. Таким образом, рама трактора представляет собой единую объемную металлоконструкцию, на которой размещены детали ходовой части.

Рис. 55. Балансирная каретка (а) и поддерживающий каток (б):
1, 10

катки, 2, 6 — балансиры, 5, 7, 9 — оси, 4 — пружина, 5 — гайка, 8, 11 — подшипники, 12 — уплотнение

Рис. 56. Направляющее колесо с механизмом натяжения:
1

направляющее колесо, 2 — подшипник, 3 — ось, 4 — кронштейн, 5 — болт, 6 — пружина, 7 — контргайка, 8, 9, 11 — гайки, 10 — шайба

Балансирная каретка (рис. 55, а) состоит из внутреннего 6 и наружного 2 балансиров, которые шарнирно соединены между собой осью 3. В головках каждого балансира предусмотрены опоры, в отверстиях которых запрессованы оси 7 для установки опорных катков.

Верхние плечи балансиров выполнены в виде чашек, в которые заложена пружина 4, работающая на сжатие. Каждая каретка имеет четыре безребордных катка 1, которые свободно вращаются на подшипниках 8, установленных на осях 7. Гайки 5 удерживают катки от поперечного смещения с осей. Чтобы предупредить попадание грязи во внутренние полости катков, в которых размещены подшипники, снаружи установлены резиновые уплотнения 12. В балансире 6 выполнено отверстие, в которое входит неподвижная ось 10 (см. рис. 54), закрепленная в раме. Каретка может свободно поворачиваться на оси

Читать еще:  Система охлаждения двигателя также незаменимая вещь в автомобиле

10, один балансир может перемещаться относительно другого вокруг оси 3 (рис. 55), сжимая пружины.

При движении гусеницы по неровностям рабочей площадки каретка огибает их, вращаясь относительно оси, и поглощает удары и толчки путем сжатия пружин балансирами.

Поддерживающий каток (рис. 55, б) вращается на неподвижной оси 9, которая жестко укреплена в опорах рамы трактора. На оси установлены два подшипника 11, на которых свободно вращается каток. В местах контакта с беговой дорожкой гусеницы на каток надеты два резиновых обода для уменьшения динамических нагрузок в гусеничной цепи и снижения шума. От поперечного смещения каток удерживают на оси 9 гайка и контргайка. Внутренняя полость катка с двух сторон закрыта крышками. Резиновое уплотнение 12 препятствует

попаданию грязи в подшипниковую полость и вытеканию смазочного материала.

Направляющее колесо с механизмом натяжения (рис. 56) сообщает правильное направление движению гусеницы, служит для ее натяжения и амортизации ходового устройства.

Направляющее колесо 1 свободно вращается на подшипниках 2, установленных на коленчатой оси 3. Подшипники регулируют гайкой

11. Другой конец оси 3 вращается во втулках опоры рамы трактора. Для ограничения поперечного перемещения ось изнутри зафиксирована торцевой шайбой с болтами.

Колесо отводят вперед натяжным механизмом. Кронштейн 4 механизма натяжения шарнирно прикреплен к оси 3. В отверстие кронштейна вставлен натяжной болт 5, который через контргайку 7 и регулировочную гайку 8 упирается в опору, жестко приваренную на раме трактора. Снаружи на болт надеты наружная 6 и внутренняя

пружины. Две пружины применены для увеличения усилия натяжения гусеницы. Одним концом пружины упираются в чашку кронштейна 4, другим — в шайбу 10. Натяжение пружины регулируют гайкой 9. Гусеничную цепь натягивают гайкой 8, увеличивая длину болта и перемещая колесо на коленчатой оси по часовой стрелке. При наезде на препятствие направляющее колесо может перемещаться против часовой стрелки, сжимая пружины, вследствие чего смягчаются динамические нагрузки в ходовой части.

Полужесткая ходовая часть тележечного типа (рис. 57) снабжена двумя шарнирно установленными тележками.

Рис. 57. Полужесткая ходовая часть гусеничного трактора Т-170:
1 — направляющее колесо, 2 — механизм натяжения гусениц, 3 — пружина, 4, 5 — катки, 6 — рама тележки, 7 — опора, 8 — звездочка, 9 — раскос, 10 — рессора, 11 — трак, 12 — гусеничные цепи, 13 — масленка, 14 — пробка, 15 — поршень, 16 — корпус механизма натяжения

Рама 6 тележки выполнена в виде двух продольных лонжеронов и внутреннего диагонального раскоса 9, жестко приваренного к внутреннему швеллеру тележки.

В задний мост трактора запрессованы с обеих боковых сторон две полуоси, на которых в опоре 7 и отверстии раскоса 9 качаются тележки в вертикальной плоскости. На каждой тележке установлены направляющее колесо 1, механизм натяжения 2, пружина 3, поддерживающие катки 4, опорные катки 5, ведущая звездочка 8, гусеничная цепь 12 со съемными траками 11. Рессора 10 ограничивает вертикальные перемещения тележек, смягчая динамические нагрузки при движении по неровностям пути и преодолении препятствий.

Гусеницы натягивают гидравлическим механизмом, который размещен между направляющим колесом и пружиной 3. Подавая нагнетательным шприцем пластичный смазочный материал через масленку 13 под поршень 15, перемещают корпус 16 вперед вместе с направляющим колесом 1 и натягивают гусеницы. При демонтаже гусеницы вывертывают пробку 14, колесо подают назад при силовом воздействии и смазочный материал через отверстие выходит наружу.

В гусеничной ходовой части применяют цевочное зацепление, при котором зуб ведущей звездочки зацепляется с цевкой — втулкой или проушиной гусеничного звена.

Гусеничные цепи различают по типу шарнирных соединений (рис. 58). Применяют цепи с открытым и закрытым шарниром.

Гусеничные цепи первого типа представляют собой шарнирно соединенные литые звенья 1. В соединительном пальце 4 с одной стороны выполнена головка, с другой — отверстие для установки шайбы 2 и цилиндрического шплинта 3. Таким образом палец 4 связывает звенья гусеничной цепи. Такие цепи просты в изготовлении и эксплуатации. Открытые шарниры не защищены от попадания абразивных частиц, вследствие чего цепи быстро изнашиваются. Их применяют на легких тракторах типа ДТ-75НР.

Гусеничные цепи с закрытым шарниром снабжены защищенными соединениями звеньев и съемными траками 5. На втулку 8 напрессованы звенья 6. Соединительный палец 7 входит во втулку 8 и удерживается прессовой посадкой в звене. Относительный поворот звеньев происходит в защищенном втулкой 8 пространстве, куда абразивные

частицы попадают в меньшей степени. К звеньям гусеничной цепи на четырех болтах 9 привернуты съемные траки, которые изготовлены из профильного проката. В случае необходимости установлены траки различного профиля (асфальтоходные, снегоходные, болотоходные).

Гусеницы с закрытым шарниром отличаются большим сроком службы и несущей способностью, вследствие чего их применяют на средних и тяжелых гусеничных тракторах Т-170, ДЭТ-250М2, Т-330.

Рис. 58. Гусеницы:
а — с открытым шарниром, б — с закрытым шарниром и съемными траками; 1, 6 — звенья, 2 — шайба, 3 — шплинт, 4, 7 — пальцы, 5

Гусеничная ходовая часть бульдозера

Ходовая часть — это совокупность элементов шасси, которые предназначены для передачи массы машины на опорную поверхность, сообщения поступательного движения и реализации силы тяги, необходимой для копания и наполнения грунтом рабочего органа бульдозера, бульдозера-рыхлителя, скрепера.

Гусеничная ходовая часть обеспечивает машине следующие преимущества: высокие тягово-сцепные свойства (сцепление гусеницы с грунтом в 1,5. 1,7 раза больше, чем у колеса), повышенную проходимость по бездорожью и пересеченной местности, низкие удельные давления на грунт (0,03. 0,08 МПа), высокую маневренность.

Недостатки гусеничной ходовой части — низкие рабочие и транспортные скорости движения (2,7. 3,3 м/с), высокая металлоемкость, меньший срок службы (1500. 2000 ч), разрушение покрытия асфальтовых и бетонных дорог, необходимость применения транспортных средств (трейлеров, большегрузных автомобилей) для перемещения гусеничных тракторов с объекта на объект при большом расстоянии.

В гусеничных тракторах преимущественно используют эластичную и полужесткую (тележечного типа) ходовые части. Эластичная ходовая часть обеспечивает большие плавность хода и скорость движения трактора; тележечная ходовая часть воспринимает большие внешние нагрузки и обеспечивает лучшие точность управления и качество работ при агрегатировании с бульдозером.

Эластичную ходовую часть применяют на тракторах типа ДТ-75, Т-180Г и ДЭТ-250М, полужесткую тележечную — на тракторах Т-4АП2 и Т-130М, тележечную с балансирной балкой — на тракторе Т-330.

Эластичную ходовую часть трактора типа ДТ-75 (рис. 35) монтируют на раме 1. В передней части рамы шарнирно установлены две коленчатые оси, на которые воздействуют пружины механизма натяжения 7. На осях на подшипниках свободно вращаются направляющие колеса 2, поддерживающие гусеницы в натянутом состоянии. С двух сторон рамы шарнирно закреплены по две балансирные каретки. 5, которыми трактор опирается на гусеничную цепь 6. Ось 4, установленная в задней части рамы, служит опорой конечным редукторам и ведущим звездочкам (см. рис. 1), которые входят в зацепление с гусеницей.

Читать еще:  Тормозной барабан заднего тормоза снятие проверка состояния и установка

Рис. 1. Эластичная ходовая часть гусеничного трактора типа ДТ-75: 1 — рама, 2 — направляющие колеса, 3 — катки, 4 — ось, 5 — балансирная каретка, 6 — гусеничная цепь, 7 — механизм натяжения

Трактор снабжен двумя гусеничными цепями, которые расположены снаружи рамы. Каждая гусеничная цепь замкнута. Нижняя ее ветвь опирается на грунт и входит в зацепление с ним с помощью почвозацепов. Верхняя ветвь гусеницы опирается на поддерживающие катки 3. Раму трактора при эластичной ходовой части выполняют жесткой (рис. 2). Состоит рама из двух продольных лонжеронов 7, которые связаны между собой жестко передним и задним поперечными брусьями 3. Спереди бугелями к лонжеронам прикреплен передний брус 1 с противовесом, сзади к ним приварены кронштейны 6, которые снабжены шарнирными опорами 5 для крепления осей ведущих звездочек. В средней части сверху на лонжеронах расположена ось 4 для крепления педалей и рычагов управления агрегатами трактора, а также опоры 9 для крепления осей четырех поддерживающих катков. Рядом с передним брусом на обоих лонжеронах выполнены отверстия 2 для установки направляющих колес ходовой части и опоры 8 натяжного устройства. С каждой стороны нижних поперечных брусьев 3 установлены неподвижно оси 10 для размещения каретки. Таким образом, рама трактора представляет собой единую объемную металлоконструкцию, на которой размещены детали ходовой части.

Рис. 2. Рама трактора: 1 — передний брус, 2 — отверстия, 3 — брусья, 4, 10 — оси, 5, 8, 9 — опоры, 6 — задний кронштейн, 7 — лонжерон

Балансирная каретка (рис. 3, а) состоит из внутреннего 6 и наружного 2 балансиров, которые шарнирно соединены между собой осью 3. В головках каждого балансира предусмотрены опоры, в отверстиях которых запрессованы оси 7 для установки опорных катков.

Верхние плечи балансиров выполнены в виде чашек, в которые заложена пружина 4, работающая на сжатие. Каждая каретка имеет четыре безребордных катка 1, которые свободно вращаются на подшипниках 8, установленных на осях 7. Гайки 5 удерживают катки от поперечного смещения с осей. Чтобы предупредить попадание грязи во внутренние полости катков, в которых размещены подшипники, снаружи установлены резиновые уплотнения 12. В балансире 6 выполнено отверстие, в которое входит неподвижная ось 10 (см. рис. 2), закрепленная в раме. Каретка может свободно поворачиваться на оси 10. один балансир может перемещаться относительно другого вокруг оси 3 (см. рис. 3), сжимая пружины.

Рис. 3. Балансирная каретка (а) и поддерживающий каток (б): 1, 10 — катки, 2, 6 — балансиры, 3, 7, 9 — оси, 4 — пружина, 5 — гайка, 8, 11 — подшипники, 12 — уплотнение

При движении гусеницы по неровностям рабочей площадки каретка огибает их, вращаясь относительно оси, и поглощает удары и толчки за счет пружин балансирами.

Поддерживающий каток (рис. 3, б) вращается на неподвижной оси 9, которая жестко укреплена в опорах рамы трактора.

Гусеничная ходовая часть

Гусеничная ходовая часть должна удовлетворять следующим требованиям:

надежное сцепление гусеничных движителей с опорной поверхностью при минимальных сопротивлениях качению и повороту;

высокая износостойкость и надежность работы всех узлов ходовой части;

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

плавность движения трактора при работе как на рабочих, так и на транспортных скоростях движения;

удобство эксплуатации и технического обслуживания. Ходовая часть гусеничных тракторов подразделяется по типу подвески на две группы: с полужесткой подвеской и с эластичной подвеской.

При полужесткой подвеске (рис. 1, а) каждый гусеничный движитель имеет самостоятельную раму, к которой крепятся снизу опорные катки, впереди натяжное колесо с амортизирующим натяжным устройством, сверху поддерживающие ролики. Рама и закрепленные на ней детали гусеничного движителя называются тележкой гусеницы.

Тележки гусениц соединяются с остовом трактора шарнирно. Для этого к раме каждой тележки приваривают раскосы с присоединительными кулаками, через которые проходит ось, закрепленная на корпусе заднего моста. Ось качания гусеничных тележек может быть как отдельной деталью, так и совпадать с осью ведущих звездочек.

Передняя часть остова трактора опирается на рамы тележек или через поперечную балансирную листовую рессору, или через торсионную подвеску. Как балансирная рессора, так и торсионная подвеска дают возможность передней части рамы тележки приподниматься или опускаться при копировании микрорельефа местности.

При наезде на неровности пути передняя часть тележки гусеницы приподнимается, изгибая рессору или скручивая торсионный вал. Колебания остова трактора при этом несколько уменьшаются.

Хотя такая конструкция подвески гусеничного движителя проста, надежна и прочна, однако она рассчитана на движение трактора по мягкому грунту с небольшими скоростями. Применяется в основном на мощных гусеничных тракторах.

Эластичная подвеска характерна тем, что остов гусеничного трактора опирается на катки через упругие элементы в виде спиральных пружин, листовых рессор или торсионов. Опорные катки при эластичной подвеске могут соединяться с остовом трактора индивидуально или попарно как балансирные каретки. При эластичной подвеске гусеницы хорошо копируют неровности пути, трактор имеет плавный ход, а воспринимаемые гусеничными движителями толчки достаточно эффективно смягчаются.

Эластичная подвеска нашла наиболее широкое применение как на сельскохозяйственных тракторах, так и на быстроходных транспортных гусеничных машинах.

Гусеничный движитель с эластичной подвеской (рис. 1, б) состоит та клее из гусениц, ведущей звездочки, натяжного колеса с амортизирующим натяжным устройством, опорных катков (на схеме они показаны объединенными попарно в балансирные каретки) и поддерживающих роликов.

Схема балансирной каретки показана на рисунке 2. Такая каретка состоит из двух балансиров, соединенных между собой Шарнирко при помощи оси. Вверху между балансирами устанавливаются распорные пружины. Опорные катки монтируются на осях, закрепленных в балансирах. Балансирная каретка присоединяется к раме трактора через ось качания.

При наезде одного из опорных катков каретки на неровность давление от катка передается на балансир и через него на пружины. Нагрузка от остова трактора также воспринимается пружинами и через них передается на опорные катки.

Гусеницы состоят из отдельных звеньев, соединенных между собой шарнирно. По конструкции и технологии изготовления звенья гусениц могут быть цельнолитыми необработанными, составными штампованными или цельноштампованными обработанными.

На рисунке 3, а показана гусеница со стальными цельнолитыми звеньями. На внутренней поверхности звеньев имеются беговые дорожки для опорных катков и направляющие реборды, на наружной — почвозацепы. Друг с другом такие звенья соединяются при помощи проушин и пальцев. С одной стороны пальцы имеют выштампованные головки, с другой стопорятся кольцами и шайбами.

Составное звено (рис. 3, б) состоит из штампованных стальных деталей — звеньев, соединяемых стальными втулками и пальцами, и башмаков, прикрепленных к звеньям болтами.

Гусеницы с цельнолитыми необработанными звеньями просты в изготовлении, сравнительно легкие, удобные для сборки и разборки, однако быстро изнашиваются вследствие незащищенности шарниров.

Гусеницы с составными звеньями имеют лабиринтную защищенность шарниров от попадания грязи и сравнительно небольшие удельные давления в шарнирах (палец опирается на втулку по всей длине), что увеличивает срок их службы. Вместе с тем такие гусеницы сложны в изготовлении, тяжелее, трудно монтируются и значительно дороже других гусениц.

Читать еще:  Что обозначают определение жилая зона и дворовая территория

Гусеницы с цельными обработанными звеньями имеют литые или штампованные звенья с обработанными поверхностями сверление в проушинах. Звенья соединяются при помощи закаленных втулок и пальцев, образующих лабиринтное уплотнение шарниров.

Гусеничная цепь может иметь с ведущей звездочкой цевочное или гребневое зацепление. При цевочном зацеплении зубья ведущей звездочки опираются на проушины или втулки (цевки) звеньев гусениц, при гребневом — выступы (гребни) специального профиля на звеньях гусеницы входят в соответствующие впадины на ободе ведущей звездочки.

Для уменьшения износа элементов зацепления число зубьев на ведущих звездочках делают обычно нечетным, а шаг зубьев — в 2 раза меньше шага гусениц. Благодаря этому зубья через один входят в контакт с цевками и через каждый оборот звездочки чередуются в зацеплении с цевками.

Цевочное зацепление получило на гусеничных тракторах преимущественное распространение.

Натяжение гусениц в гусеничном движителе основано на перемещении натяжного колеса. Применяются натяжные приспособления с ползунами и с кривошипами.

Натяжное приспособление с ползунами (рис. 4, а) состоит из натяжного колеса, ось которого закреплена в ползунах, которые могут передвигаться по балкам тележки гусеницы. Ползуны вилкой связаны с регулировочным винтом, который ввертывается в подвижный кронштейн.

С этим же кронштейном связан и болт, который свободно проходит через неподвижный кронштейн. Задний конец болта имеет резьбу, на которую наворачивается гайка. Между кронштейнами в сжатом состоянии устанавливается пружина. Под действием этой пружины подвижный кронштейн и связанные с ним винт, вилка с ползунами и натяжное колесо перемещаются вперед.

Рабочая длина пружины ограничивается упором гайки в неподвижный кронштейн. Перемещение натяжного колеса вперед при натяжении гусеницы осуществляется вывертыванием регулировочного винта из подвижного кронштейна.

При наезде на препятствие гусеница натягивается и натяжное колесо отходит назад, сжимая пружину. В дальнейшем, при ослаблении натяжения гусеницы, пружина вновь распрямляется и натяжное колесо возвращается в исходное переднее положение.

Натяжное приспособление с кривошипом монтируется непосредственно на раме трактора. Оно состоит из кривошипа, внутренний конец которого установлен в опоре рамы, а наружный является цапфой натяжного колеса. Кривошип шарнирно связан с вилкой, через которую свободно проходит стержень болта с ограничительной головкой впереди и с резьбой на заднем конце. Между вилкой и упорной шайбой с гайкой установлена пружина. Задний конец болта опирается на неподвижный кронштейн.

При натяжении гусеницы под воздействием дорожного препятствия натяжное колесо поворачивает кривошип и сжимает пружину.

Натяжение гусеницы регулируют при помощи гайки, которая при навинчивании на болт упирается в неподвижный кронштейн и перемещает болт, вилку и натяжное колесо вперед. Рабочая длина пружины регулируется гайкой.

Натяжное приспособление с ползунами. применяют на гусеничных тракторах с полужесткой подвеской, натяжное приспособление с кривошипом — на гусеничных тракторах с эластичной подвеской.

Гусеницы натягивают при помощи винтовых и гидравлических устройств.

Гусеничная ходовая часть бульдозера. Часть 2.

Гусеничная ходовая часть бульдозера. Часть 2.

Гусеничная ходовая часть бульдозера

Часть 2

Продолжение. Начало статьи смотреть здесь: часть 1

На оси установлены два подшипника 11, на которых свободно вращается каток. В местах контакта с беговой дорожкой гусеницы на каток надеты два резиновых обода для уменьшения динамических нагрузок в гусеничной цепи и снижения шума. От поперечного смещения каток удерживают на оси 9 гайка и контргайка. Внутренняя полость катка с двух сторон закрыта крышками. Резиновое уплотнение 12 препятствует попаданию грязи в подшипниковую полость и вытеканию смазочного материала.

Направляющее колесо с механизмом натяжения (рис. 38) служит для придания правильного направления движению гусеницы, ее натяжения и амортизации гусеничного ходового устройства.

Направляющее колесо 1 свободно вращается на подшипниках 2, установленных на коленчатой оси 3. Подшипники регулируют гайкой 11. Другой конец оси 3 вращается во втулках опоры рамы трактора. Для ограничения поперечного перемещения ось изнутри зафиксирована торцовой шайбой с болтами.

Колесо отводят вперед натяжным механизмом. Кронштейн 4 механизма натяжения шарнирно прикреплен к оси 3. В отверстие кронштейна вставлен натяжной болт 5, который через контргайку 7 и регулировочную гайку 8 упирается в опору, жестко приваренную на раме трактора. Снаружи на болт надеты наружная 6 и внутренняя пружины. Две пружины применены для увеличения усилия натяжения гусеницы. Одним концом пружины упираются в чашку кронштейна 4, другим — в шайбу 10. Натяжение пружины регулируют гайкой 9. Гусеничную цепь натягивают гайкой 8, увеличивая длину болта и перемещая колесо на коленчатой оси по часовой стрелке. При наезде на препятствие направляющее колесо может перемещаться против часовой стрелки, сжимая пружины, вследствие чего смягчаются динамические нагрузки в ходовой части.

Полужесткая ходовая часть тележечного типа (рис. 39) снабжена двумя шарнирно установленными тележками.

Рама 6 тележки выполнена в виде двух продольных лонжеронов и внутреннего диагонального раскоса 9, жестко приваренного к внутреннему швеллеру тележки.

В задний мост трактора запрессованы с обеих боковых сторон две полуоси, на которых в опоре 7 и отверстии раскоса 9 качаются тележки в вертикальной плоскости. На каждой тележке установлены направляющее колесо 1, механизм натяжения 2, сдающий механизм, пружина 3, поддерживающие катки 4, опорные катки 5, ведущая звездочка 8, гусеничная цепь 12 со съемными траками 11. Рессора 10 ограничивает вертикальные перемещения тележек, смягчая динамические нагрузки при движении по неровностям пути и преодолении препятствий.

Гусеницы натягивают гидравлическим механизмом, который размещен между направляющим колесом и пружиной 3. Подавая нагнетательным шприцем пластичный смазочный материал через масленку 13 под поршень 15, перемещают корпус 16 вперед вместе с направляющим колесом 1 и натягивают гусеницы. При демонтаже гусеницы вывертывают пробку 14, колесо подают назад при силовом воздействии и смазочный материал через отверстие выходит наружу.

В гусеничной ходовой части применяют цевочное зацепление, при котором зуб ведущей звездочки зацепляется с цевкой — втулкой или проушиной гусеничного звена.

Гусеничные цепи различают по типу шарнирных соединений (рис. 40). Применяют цепи с открытым и закрытым шарниром.

Гусеничные цепи первого типа представляют собой шарнирно соединенные литые звенья 1. В соединительном пальце 4 с одной стороны выполнена головка, с другой — отверстие для установки шайбы 2 и цилиндрического шплинта 3. Таким образом палец 4 связывает звенья гусеничной цепи. Такие цепи просты в изготовлении и эксплуатации. Открытые шарниры не защищены от попадания абразивных частиц, вследствие чего цепи быстро изнашиваются. Их применяют на легких тракторах типа ДТ-75, Т-4АП2.

Гусеничные цепи с закрытым шарниром снабжены защищенными соединениями звеньев и съемными траками 5. На втулку 8 напрессованы звенья 6. Соединительный палец 7 входит во втулку 8 и удерживается прессовой посадкой в звене. Относительный поворот звеньев происходит в защищенном втулкой 8 пространстве, куда абразивные частицы попадают в меньшей степени. К звеньям гусеничной цепи на четырех болтах 9 привернуты съемные траки, которые изготовлены из профильного проката. В случае необходимости устанавливают траки различного профиля (асфальтоходные, снегоходные, болотоходные).

Гусеницы с закрытым шарниром отличаются большим сроком службы и несущей способностью, вследствие чего их применяют на средних и тяжелых гусеничных тракторах Т-130М, ДЭТ-250М, Т-330.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector