6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Больше меньше отклонение давления в шинах

Больше — меньше (отклонение давления в шинах)

Наш интерес к давлению в шинах отнюдь не праздный. Его прикладная составляющая – связь с расходом топлива. Теряем ли мы рубли и сколько, отклонившись «вниз» на 0,5 атм от рекомендованного давления, и выигрываем ли, перекачав шину? Каковы последствия контроля давления на глазок? Ведь отклонение в ту или иную сторону на пол-атмосферы визуально обнаружить почти невозможно. И правы ли те, кто намеренно сбрасывает давление в шинах для улучшения плавности хода или перекачивает их ради экономии бензина?

И еще: если влияние давления на сопротивление качению существенно, нельзя ли использовать эту зависимость во благо? А заодно выясним, как отражается изменение давления в шинах на других качествах автомобиля.

Вот, собственно, те задачи, ради которых мы в очередной раз взялись за автомобиль, шины и измерительную аппаратуру. Машина – «Лада-112» на шинах Kleber Viaxer размерностью 175/70R13. Нагрузка – водитель и оператор измерительного комплекса Vbox.

Начинаем с базового давления – 2,0 атм, взяв его за точку отсчета. Прогреваем шины десятикилометровой пробежкой, разгоняемся и измеряем выбег со скорости 80 км/ч. Получается 1175 метров – отнюдь не выдающийся результат для «Лады-112», но нас интересует не столько сама величина, сколько ее отклонения при изменении давления. То же относится и к предельной скорости на «переставке» – у нас получилось 65,9 км/ч. Следующий объективный тест: длина тормозного пути на грани блокировки колес. На сухом асфальте машина замирает ровно через 46 метров.

Переходим к оценкам: управляемость, курсовая устойчивость, плавность хода – все параметры не вызвали ни нареканий, ни особых восторгов. Потому и оценки в каждом упражнении «норма», то есть 8 баллов.

Даем автомобилю отстояться, чтобы температура в шинах упала до исходной, и стравливаем давление до 1,5 атм. Первые отличия в поведении машины заметны уже во время прогрева покрышек – дорога будто стала ровнее, да и трещинок на ней поубавилось. Нет, конечно, просто шины стали мягче, что положительно сказалось на плавности хода. Зато курсовая устойчивость на прямой ухудшилась: машина стала гулять по полосе, реагируя на малейшее боковое возмущение – будь то дорожная неровность, небольшой боковой уклон или легкий порыв ветра. Оценки 9 и 7 баллов соответственно.

Выбег сократился до 1108 метров – мы «потеряли» почти 70 метров (5,7 процента). Расход при этом увеличился незначительно, всего-то около 2 процентов.

На «переставке» скорость чуть снизилась. Причина, думаю, понятна – ухудшилась управляемость. Во второй коридор «переставки» попадать стало гораздо сложнее – машина норовит прыгнуть вправо или влево. Оценка не более 6 баллов.

Зато тормозной путь уменьшился – отыграли у «нормального давления» больше метра. Снижение давления вызвало увеличение пятна контакта, и в работу по торможению вступила большая часть микронеровностей дорожного рельефа. Приятнее стало и управление торможением: дозировать усилие на педали (контролировать начальную фазу блокировки колес) в этом случае проще. Да и результаты замеров торможений «легли кучнее».

Перед завершающим этапом – небольшой перерыв. Пока остывают шины, поднимаем давление до 2,5 атм.

Дорога хорошо знакома, курсовая устойчивость очень близка к первоначальному состоянию (8 баллов), а вот плавность хода стала хуже – кажется, будто все дорожные заплатки и мелкие швы вспучились, а перекачанные шины, хлопая по ним, энергично потряхивают машину. Записываем 6 баллов.

Выбег 1232 м – разница с предыдущим состоянием более 200 метров, а с исходным – 52 м или 4,9 процента. Эффект чуть меньше, чем при снижении давления на те же 0,5 атм. И сэкономить удается всего 1,6 процента бензина.

Зато на «переставке» скорость рекордная – почти 67 км/ч. Но к управляемости есть замечания – по сравнению с нормой заметно ухудшилось чувство руля. Перекачанные шины практически лишились уводов, а это, как ни странно, вредит «пониманию» машины, особенно в критических режимах. Никак не более 7 баллов.

Тормозной путь почти не изменился – только разброс результатов слегка увеличился, да удержаться на грани юза стало сложнее. За удобство управления торможением ставим семерку.

А теперь подсчитаем, что нам дают игры с давлением. Ориентируемся на средний расход топлива 8 л/100 км и цену бензина 18,5 руб./л АИ-95. При пониженном давлении расход топлива увеличивается на 2 процента, то есть возрастет до 8,16 л/100 км. В денежном выражении получается 29,6 рубля на 1000 км. Отпускная поездка протяженностью 4000 км получит довесок в 118,4 руб. – цифра совсем не впечатляющая.

А теперь взвесим экономию от шинной «гипертонии» – 8 литров минус 1,6 процента дают 2,4 рубля на 100 км – за тот же отпуск удастся «разбогатеть» на 94 рубля. Даже если сложить «выигранные» деньги с возможными потерями, то получим очень скромный экономический эффект – 214 рублей.

Но снижение давления на пол-атмосферы ниже рекомендованного, помимо увеличения расхода топлива, ухудшает управляемость и курсовую устойчивость. Хотя есть и некоторая выгода – «тормоза» становятся чуть лучше, повышается плавность хода.

Перекачанные на те же «пол-очка» шины позволяют отыграть почти полтора процента топлива и увеличивают скорость выполнения экстремальных маневров на 1 км/ч. Правда, ценой снижения плавности хода и некоторого ухудшения управляемости.

Перекачанные шины изнашиваются преимущественно по центру беговой дорожки, недокачанные – по краям.

БОЛЬШЕ? МЕНЬШЕ? НОРМА!

Выводы, прямо скажем, неожиданные – отклонение давления в шинах в ту или иную сторону не столько влияет на сопротивление качению (читай, расход топлива), сколько разрушает баланс потребительских качеств автомобиля! К тому же при любом аномальном давлении протектор изнашивается неравномерно. У приспущенных шин более интенсивно стесываются края – плечевая зона, а у перекачанных – средняя часть протектора. Получается, что в шинах следует поддерживать то давление, что рекомендует изготовитель автомобиля. И все-таки отклонение «вниз» чревато более неприятными последствиями, чем «вверх».

НА ПОЛУСПУЩЕННЫХ, ИЛИ КАК ВЛИЯЕТ ДАВЛЕНИЕ В ШИНАХ НА РАСХОД ТОПЛИВА?

Бортовой компьютер нашего KIA Cee’d показывает средний расход топлива 6,1 л/100 км. Интересно, если одно из колес будет приспущено, расход увеличится? А если давление ниже нужного будет во всех четырех колесах? Это мы и намерены проверить.

Большинство автопроизводителей рекомендует проверять давление в шинах раз в две недели (при интенсивных пробегах — каждые 2000 км). Дело в том, что воздух пусть и постепенно, но уходит из колеса — материалы покрышки нельзя назвать абсолютно герметичными. Дополнительными факторами могут быть повреждения шины, негерметичность вентиля и т.д. В любом случае постепенно, но верно давление в колесе снижается. Кроме того, нелишним будет взять в руки манометр и перед дальней поездкой, особенно если ехать предстоит по скоростным трассам.

При очень низком давлении колесо может «выстрелить» или разбортироваться, но и слегка «приспущенная» шина медленно, но верно «умирает»: при значении на 20% меньше нормы срок ее службы уменьшается примерно на треть. А еще «недокачанные» колеса влияют на расход топлива: чем ниже давление, тем больше топливный «аппетит» автомобиля. Это в теории. А на практике?

Бортовому компьютеру бензинового автомобиля мы верили с трудом: несмотря на то что реальный расход в «заездах» колебался в пределах 6,34-7,0 л, он предпочитал показывать около 6 л.

Суть наших испытаний проста: берем бензиновый и дизельный автомобили и делаем на них серию «заездов» от заправки до заправки, проверяя, насколько изменяется расход топлива в зависимости от того, какое давление установлено в шинах. Для максимальной точности заправляемся на одной и той же АЗС, у одной и той же раздаточной колонки, давление корректируем одним и тем же манометром. Дистанция каждого «заезда» — один полный круг по внешней стороне МКАД (с учетом выезда/заезда на АЗС — 57,4 км по бортовому компьютеру одного из автомобилей).

Первый круг был преодолен с давлением «по заводу» — потребовалось 3,64 л

Первый «испытуемый» — бензиновый KIA Cee’d 1.4. Выставляем рекомендованное производителем давление, обнуляем одометр и бортовой компьютер, заправляем полный бак до первого «щелчка» пистолета и делаем первый круг по МКАД. По итогам «заезда» компьютер выдает цифру среднего расхода 6,1 л/100 км, но в действительности он должен быть чуть выше: после этой поездки нам удалось залить в бак 3,64 л, а с учетом пробега это составляет 6,34 л/100 км.

Средний расход топлива дизельного автомобиля пришлось проверять по бортовому компьютеру — он показал разницу всего 0,1 л/100 км.

Второй круг мы едем, чуть «прихрамывая»: давление в левом переднем колесе уменьшено до 1,5 атм. Это вполне реальная ситуация, когда три колеса «держат», а одно «приспускает». Любопытно, что субъективно поведение автомобиля на дороге не изменилось: управляемость, чувствительность, даже удержание курса остались на том же уровне, хотя по идее должен был начаться увод влево. Более того, по итогам поездки компьютер оптимистично показал средний расход 6,0 л/100 км! На деле же он должен был немного увеличиться, что и подтверждает очередная дозаправка. На этот раз мы заливаем 3,7 л, что соответствует среднему расходу 6,44 л/100 км (+1,6% предыдущего показателя). В общем-то, немного, можно даже сказать, что разница лежит в рамках возможной погрешности измерений.

Второй круг ехали, «прихрамывая» на одно из колес, — пришлось залить 3,7 л

Ну а если владелец недоглядел и давление ниже нормы во всех четырех колесах? Выставляем 1,5 атм. спереди и сзади и делаем третий «заезд». Вот здесь разница в поведении автомобиля чувствуется с первых же метров! Первое впечатление, что улучшилась плавность хода, — стыки и небольшие ямки Cee’d начинает проезжать мягче. Но одновременно с этим отмечаем и более вялые реакции на руль, и даже увеличившийся шум от колес (или это уже сила внушения?) — субъективно автомобиль поехал по-другому. Чуть больший расход стал показывать и бортовой компьютер, хотя по результатам поездки 6,1 л/100 км уже не внушали доверия. Все по своим местам расставила очередная дозаправка: 4,02 л, что соответствует среднему расходу 7,0 л (+10,5% относительно первого круга).

Читать еще:  Провалилась педаль сцепления
Давление выставляли и проверяли одним и тем же компрессором, одним и тем же манометром для каждого автомобиля

Ну а что же дизельная версия? Увы, применить ту же методику испытаний оказалось невозможно. При попытке заполнить бак мы столкнулись с уже знакомой проблемой: из-за того что солярка пенится, точно определить момент «отсечки» или полного заполнения горловины оказалось невозможно. Разброс 0,2-0,3 л недопустим даже при значительных контрольных пробегах, в нашем же случае это тем более неприемлемо. Пришлось проводить испытания по усеченной программе и, несмотря на определенный скепсис, все-таки довериться бортовому компьютеру. А он выдал следующие цифры: при выставленном давлении 2,2 атм. средний расход составил 4,9 л/100 км, при значении 1,5 атм. — 5,0 л/100 км (+2%).

Третий круг с давлением 1,5 атм. во всех колесах обошелся дороже первого — мы затратили 4,02 л

Кстати, и сами цифры, и разбежка между ними могли бы быть меньшими, если бы мы придерживались иного стиля вождения. Например, зная экономичность современных дизелей с Common Rail, мы намеренно заставляли Cee’d с мотором 1.6 CRDi ехать на пятой передаче, хотя можно было включить шестую. Зачем? Чем меньше расход, тем меньше разница между крайними значениями, и она вполне может вписаться в рамки погрешности. Поэтому средний расход обоих автомобилей мы намеренно повышали, добиваясь при этом равных условий движения во всех «заездах».

Все «заезды» проводились на МКАД, где бывает приличный трафик, — с этим расчетом и выбиралась крейсерская скорость

Как бы то ни было, мы убедились, что езда на приспущенных колесах действительно обходится дороже: во всех «заездах» с уменьшенным давлением в шинах нам удалось зафиксировать рост топливного «аппетита». Справедливости ради скажем, что и вероятность погрешностей по ходу испытаний оставалась высокой, — контрольный пробег 57,4 км все-таки недостаточно велик.

«Недокачанные» колеса влияют на расход топлива: чем ниже давление, тем больше топливный «аппетит» автомобиля

Проверяй «на холодную»!

Было 1,5 атм., стало 1,6 атм. — во время поездки колесо нагревается, давление растет!

Многие привыкли пользоваться услугами шиномонтажных мастерских или АЗС. Но учитывают ли они, что в момент поездки шины нагреваются, а давление в них возрастает? Насколько именно увеличится давление, точно никто не скажет (в зависимости от погодных условий и условий движения, ряда других факторов данные могут «плясать» в пределах нескольких десятых атм.), именно поэтому проверка и корректировка давления «горячих» шин настоятельно не рекомендуются.
Пользуясь случаем, мы решили проверить это на практике. После каждого «заезда», прежде чем установить новое давление, мы фиксировали, насколько изменились предыдущие значения. Оказалось, что после 40-минутной поездки со средней скоростью 84 км/ч давление увеличивалось на 0,1 атм.: до и после манометр показал 2,3 вместо 2,2 и 1,6 вместо 1,5.
Отсюда вывод: проводить замеры нужно «на холодную», то есть перед поездкой, пока шины еще не прогрелись, либо после продолжительной стоянки (не ранее чем через час после остановки).

Больше или меньше?
Правильно выставленное давление не только способствует максимальному сроку эксплуатации шин, но и обеспечивает комфортное и безопасное передвижение на автомобиле, позволяет наиболее эффективно использовать весь его технический потенциал.
Перекачанные шины делают реакции автомобиля острее, способствуют снижению расхода топлива, ведь сопротивление качению снижается. Но при этом все неровности машина проходит жестче, страдает и ездовой комфорт, и ресурс подвески. Кроме того, неравномерно изнашивается сама покрышка — быстрее «стирается» средняя часть беговой дорожки протектора.
При недостаточном давлении наблюдаются повышенные деформации шины, нагрев, что ведет к ускоренному износу или разрушению. Увеличивается сопротивление качению, что приводит к повышенному расходу топлива. Ухудшается управляемость, появляется риск проскальзывания покрышки относительно обода, а также возрастает вероятность «подлома» шины в крутом повороте и т.д. Но иногда пониженное давление действует во благо. Ведь в этом случае пятно контакта с дорогой возрастает — данное качество можно использовать при езде по бездорожью по слабому грунту. Но затем, выехав на дорогу с твердым покрытием, надо подкачать шины до необходимого значения давления.

Своевременно проверяя давление в шинах, вы экономите на заправке!

Вердикт «Автобизнеса»
Небольшое отклонение давления от нормы вы вряд ли прочувствуете на своем кошельке, а вот если ситуация основательно «запущена», готовьтесь платить. Тем более что от правильно выставленного давления зависит не только экономичность, но и поведение автомобиля на дороге. Поэтому следуйте рекомендациям производителя и не ленитесь время от времени проверять колеса. В конце концов, это не только экономия топлива, но и ваша безопасность.

Иван КРИШКЕИЧ, фото Глеба МАЛОФЕЕВА.

Редакция выражает благодарность «Атлант-М Боровая KIA» за предоставленные для испытаний автомобили.

Калькулятор расчета давления в шинах

Расчет рекомендуемого значения

Как пользоваться калькулятором?

Калькулятор работает в тестовом режиме! Нашли ошибку в показателях или хотите оставить предложения, просьба отправлять через форму обратной связи на старнице Обратная связь или группа ВК ! Принимаются ошибки с доказательной базой (фото, скриншоты, ссылки)! Вся представленная на сайте информация носит информационный характер! Спасибо за понимание!

Cодержание

  • 1 Какое давление должно быть в шинах?
  • 2 В чем измеряется давление в шинах?
  • 3 Приборы для измерения уровня давления
  • 4 Где завод изготовитель указывает нормы давления?
  • 5 Особенности накачки колес авто в разное время года: зима и лето
  • 6 Последствия некорректного выбора давления в шинах
  • 7 Таблицы рекомендованного давления в шинах разных видов автомобилей

Какое давление должно быть в шинах?

Правильное давление в шинах для автовладельцев вопрос не праздный. От него зависит скорость износа резины, качество управления транспортным средством, безопасность езды, расход горючего. Чтобы контролировать уровень накачки колес необходимо знать, в чем измеряется давление в шинах автомобиля, и какие приборы для этого применяются.

В чем измеряется давление в шинах?

На территории России за единицу измерения давления воздуха в авторезине принята Атмосфера (1 атм. = 1 кгc/см²) В таблицах производителей Атмосферу из-за близкого значения часто приравнивают к другой единице – Бару (1 bar = 0.98 atm).
Американские автоконцерны указывают значения в PSI (1 psi = 1 фунт/кв. дюйм или pound/square inch).
При маркировке автомобильных шин для обозначения максимально допустимого давления (MAX PRESSURE) изготовители используют Килопаскаль (1 kPa = 6.895 psi).
Перевод единиц измерения выполняется по формулам:

  • 1 psi = 0.068 atm
  • 1 atm = 14.696 psi
  • 1 atm = 101.348 kPa
  • 1 bar = 0.98 atm

Важно! Нормальное давление в колесах зависит не от марки шин, а от марки вашего автомобиля и рекомендаций его производителя.

Техническая атмосфера (ат или at) = кгс/см 2(BAR), бар(PSI) Фунт-сила на квадратный дюйм(ATM), физическая атмосферакПа (kPa), килоПаскаль
Техническая атмосфера (ат или at) = кгс/см20,98066514,2230,9678498,066
(BAR), бар1,019714,5040,98692100
(PSI) Фунт-сила на квадратный дюйм0,0703070,0689480,0680466,894745
(ATM), физическая атмосфера1,0331,0132514,696101,348

Приборы для измерения уровня давления

Стрелочный

Механический, пружинного типа. Относительно недорогой, выдает показания с точностью до 0,1 единицы

Реечный

Цилиндрическая пружина. Надежен, доступен, прост в использовании

Цифровой

С цифровым экраном. Более современная альтернатива механическим приборам

Колпачок-индикатор

Миниатюрное устройство для каждого колеса. Приобретается сразу комплектом из четырех штук. Накручивается вместо обычных колпачков, работает очень наглядно, цвет индикатора зависит от давления в шине

Внешние датчики-колпачки

Электронный индикатор давления и температуры в шинах. Современный прибор онлайн контроля высокой точности

Важно! Замеры давления производят перед поездкой в «холодных» шинах, после нескольких – минимум 5, оптимально 8 – часов покоя.

Где завод изготовитель указывает нормы давления?

Для удобства автолюбителей изготовители размещают информацию о правильном давлении в передних и задних колесах так, чтобы всегда было легко свериться с ней. Справочные таблички в машинах разных марок могут быть расположены на центральной стойке кузова со стороны водителя, на внутренней стороне крышки бензобака, на торце водительской двери.

Особенности накачки колес авто в разное время года: зима и лето

Из-за того, что давление воздуха в любом замкнутом пространстве меняется на 0,1 атм. при колебании температуры на каждые 8-10 градусов, зимняя и летняя накачка шин имеют различия.

На летней жаре из-за значительного – до 40-50 градусов – нагрева дорожного покрытия, увеличения сцепления с его поверхностью и трения температура с давлением в колесах могут серьезно возрастать. Чтобы избежать вероятности взрыва шин и других аварийных ситуаций, при накачке колес летом следует учесть:

  • повышение давления в колесах машины с увеличением температуры окружающего воздуха и дорожного полотна может достигать 10-15%. На значение, соответствующее этому процентному показателю, шины лучше «недокачать»;
  • при контрольных замерах нужно принимать во внимание увеличение срока выравнивания температуры внутри и снаружи колес, будет лучше, если машина простоит ночь;
  • о том, какое максимальное давление в передних и задних колесах летом и зимой должно быть для вашего авто, можно справиться в сопроводительной документации от производителя. Разница составит в среднем 0,1-0,2 бар.

В зимний период похолодание и остывание дорожного покрытия приводит к существенному падению давления внутри колес машины, что снижает ее устойчивость на дороге. Каковы особенности накачивания шин зимой:

  • контроль давления и подкачку колес в зимнее время лучше производить после того, как автомобиль простоял на открытом воздухе хотя бы 2 часа;
  • если машина перед выездом находилась в теплом гараже, подсчитайте перепад температур в боксе и на улице, а затем на каждые 8-10 градусов разницы к нормальному значению давления в колесах добавьте 0,1 атм;
  • если погода устоялась, и термометр не показывает значительных колебаний, при накачивании колес ориентируйтесь на «зимние» показатели давления, рекомендуемые производителем автомобиля.
Читать еще:  Замена регулятора напряжения ваз 2109

Важно! Даже если вы не профессиональный водитель, используйте манометр минимум раз в месяц, а так же перед каждой дальней дорогой. При смене сезона с частыми колебаниями температуры лучше сократить этот интервал хотя бы до 2 недель.

Последствия некорректного выбора давления в шинах

Нельзя недооценивать отклонение давления в шинах от оптимальных значений, оно в большинстве случаев приводит к негативным последствиям. Рассмотрим отдельно оба варианта изменения нормы.

Пониженное давление

При снижении показаний манометра контакт колеса с дорогой обеспечивается только за счет крайних точек его поверхности. Визуально это практически не определить, но такая ситуация приводит к целому ряду неприятностей:

  • возрастает нагрузка на боковые дорожки протектора, происходит неравномерный быстрый износ;
  • ухудшается сцепление с дорожным покрытием, затягивается разгон, увеличивается тормозной путь, повышается вероятность заноса;
  • на больших скоростях происходит «волнообразование» в боковых частях покрышек, которое мешает стабилизировать машину в критической ситуации, а так же приводит к разрушающей вибрации каркаса шины;
  • увеличивается расход топлива.

Повышенное давление

При показаниях манометра, превышающих оптимальное значение, колесо соприкасается с дорожным полотном только центральной своей частью. В результате происходит следующее:

  • уменьшается сцепление с поверхностью дороги, увеличивается жесткость колеса, происходит ускоренный износ центральных дорожек покрышки;
  • при столкновении с неровностями покрытия появляется риск разрыва шины;
  • увеличивается нагрузка на ходовую часть и кузов;
  • повышается уровень шума, снижается комфортность езды.

Разное давление

Однако, хуже всего ситуация, когда показатели давления на всех колесах разнятся. В таком случае машина кренится в сторону наименее накаченного колеса. Расход горючего может возрастать до 10%.

При этом бывает ряд случаев, когда намеренное отклонение давления в шинах от нормы на 10-12% может разрешить сложную ситуацию. Например, снижение может выручить на ухабах, песке, вязкой грязи или мокрой траве – колесо искусственно становится мягким и ведет себя подобно гусеницам, повышая проходимость. Небольшая перекачка показана при движении по магистралям на больших скоростях. Добавление атмосфер для задних колес облегчает перевозку грузов.

Таблицы рекомендованного давления в шинах разных видов автомобилей

Какое давление должно быть в шинах автомобиля? При современном уровне конкуренции между автопроизводителями каждый из них на первое место ставит безопасность, надежность, комфорт своего изделия. Поэтому заводские нормативы являются выверенными, прошедшими испытания, оптимальными значениями, которых стоит придерживаться.

Если вам не удалось найти рекомендаций изготовителя вашего авто по правильному давлению, вы можете позвонить любому официальному дилеру компании или воспользоваться следующей таблицей усредненных значений для всех марок легковых и грузовых машин:

Рекомендуемое давление в шинах автомобиля и его влияние

Как известно практически в каждом Руководстве по эксплуатации автомобилей присутствует такая табличка, как размеры шин, дисков и рекомендуемое давление в шинах. И не зря данные параметры указаны для помощи в правильной эксплуатации автомобиля. Если с размерами шин и дисков все понятно, то такому параметру, как необходимое нормальное давление в шинах мало кто уделяет внимание. Некоторые автомобилисты по привычке при покупке нового автомобиля, качают колеса столько же, как и на старом. Но это в корне неправильно. Необходимо качать столько, сколько указано в Руководстве, так как даже малейшее отклонение от нормы невидимо на первый взгляд, приводит к изменению и сокращению ресурса отдельных элементов автомобиля и изменению управляемости и безопасности эксплуатации автомобиля в целом. Поэтому далее рассмотрена отдельная актуальная тема про влияние давления шин на составные части автомобиля.

Влияние давления в шинах на расход топлива

В данном случае речь пойдет именно о влиянии низкого давления в шинах на расход топлива. И сразу можно сказать, что при низком давлении воздуха в автомобильных шинах увеличивает расход топлива. Наверняка каждый будущий и настоящий владелец в детстве катался на велосипедах. Так вот каждый должен был заметить, что при спущенных колесах крутить педали намного труднее, чем с накаченными шинами. Поэтому и двигателю автомобиля необходимо тратить больше мощности, а соответственно и топлива для поддержания заданного автомобилю стиля езды. Происходит это из-за увеличения площади деформации шины в пятне контакта. Соответственно это и приводит к увеличению сопротивления качения. Далее на примере разберем, как сниженное давление в шинах влияет на расход топлива стандартного легкового автомобиля и сколько это получается в деньгах.

Расчет экономии

Берем автомобиль с расходом топлива в 7 литров на 100 км и соответствующим давлением в шинах указанном в Руководстве по эксплуатации – 2.3 кгс/см2 на передних колесах и 2.2 кгс/см2. Стоимость 95 бензина возьмем 40 рублей за литр. Далее считаем, сколько получится денег:
7л х 40 рублей = 280 р. Т.е. это примерная стоимость пробега автомобиля расстоянием 100 км.

Снижаем давление в шинах до 1.5 кгс/см2. Соответственно при таком давлении в шинах расход топлива увеличится на 0.3 л. И подсчитаем сколько это получается в деньгах на 100 км. пробега.

Влияние давления в шинах на ресурс шин

Как было описано выше низкое давление в шинах создает увеличение площади деформации шины, а соответственно при качении протектор шины, возможно, будет проскальзывать относительно дорожного полотна. Что в свою очередь приведет в нагреванию самой шины. Также при увеличении площади деформации шины повышается внутренне трение. Все это приведет к порыву нитей, а также к возрастанию усталостных напряжений в каркасе. Помимо этого быстро начинают изнашиваться края беговой дорожки протектора не рассчитанные на это.

Помимо низкого давления в шинах, повышенное давление также влияет на ресурс шин. При увеличенном давлении воздуха в шинах возрастает напряжение в нитях каркаса. Следовательно, появляется вероятность быстрого разрушения корда. Так как давление воздуха, в шинах увеличенное, то шина начинает взаимодействовать с дорогой средней частью протектора шины, что приводит к быстрому износу. Также стоит упомянуть, что при увеличенном давлении в шинах нити корда находятся под большим напряжением, что может привести к повреждению шины при наезде на препятствие. Но важно знать, что увеличенное давление в шинах влияет на износ менее чем пониженное от нормы. Но чтобы вообще предотвратить преждевременный износ шин, необходимо соблюдать рекомендуемое давление, дабы также исключить неравномерный износ шин. При нормальном давлении нагрузка распределена равномерно.

Влияние давления в шинах на управляемость автомобиля

По данному поводу можно также сказать, что давление в шинах в зависимости от того низкое оно или увеличенное будет зависеть управляемость автомобиля в различных ситуациях. К примеру, с повышенным давлением в шинах автомобиль при езде по сухой дороге будет более легок в управлении, но опять же все зависит от ситуаций. На дороге бывают разные и рискованные ситуации, требующие быстрейшего принятия решений и действий водителя. Так вот, когда колеса сильно накачаны, то при резких маневрах возможен занос автомобиля (особенно в дождливую погоду) и соответственно практически потеря управления над автомобилем.

При сниженном давлении в шинах в зависимости от того, какие колеса ведущие зависит и способность машины к поворачиванию. К примеру, автомобиль является заднеприводным и передние колеса имеют пониженное давление в шинах, то соответственно поворачивать будет труднее, чем при нормально накачанных шинах.

К слову у переднеприводных автомобилей давление в шинах передних колес должно быть обязательно в норме, либо в противном случае пониженное давление может вызвать занос автомобиля при экстренных ситуациях.

Из вышеописанного про влияние давления в шинах на управляемость можно сделать вывод, что бесспорно влияет, но все зависит от давления (низкое или повышенное), ситуации и стиля эксплуатации автомобиля. В любом случае самым оптимальным вариантом будет это среднее, т.е. нормальное давление.

Влияние давления в шинах на элементы подвески

В данном случае давление в шинах серьезно влияет на ресурс элементов подвески. Как известно, что назначение шины частично состоит в том, что она предназначена для поглощения незначительных колебаний, вызываемых неровностями дорожного полотна. Соответственно в случае, когда колеса будут сильно перекачаны, то это то же самое, что колеса из дерева, а следовательно при проезде через неровности шины не будут выполнять свою функцию частичного поглощения колебаний, а будут ее передавать их на элементы подвески. Поэтом можно сделать вывод, что в таком случае помимо ускоренного износа шин ускорится износ и элементов подвески автомобиля, таких как амортизаторы и др.

Соответственно, зачем повышенным давлением в шинах сокращать срок службы отдельных элементов автомобиля?
Пониженное давление может даже благоприятно сказаться на элементах подвески, но снижать не стоит по вышеперечисленным причинам, а также это ухудшит устойчивость автомобиля.

Влияние давления в шинах на тормозной путь машины

Важно помнить, что от величины тормозного пути зависит безопасность водителя и пассажиров. Поэтому всегда необходимо делать так чтобы, максимально уменьшить тормозной путь автомобиля. Факторов влияющих на величину тормозного пути множество и одним из них является давление в шинах.
Увеличенное давление в шинах, как было сказано ранее, обладает наименьшими сцепными свойствами с дорожным покрытием. Следовательно, тормозной путь увеличится. При снижении давления в шинах тормозной путь уменьшится. Но опять же есть минусы – снизится курсовая устойчивость.

Заключение.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что давление в шинах это риторический вопрос к решению которого необходимо подходить индивидуально с учетом информации изложенной в документации по эксплуатации автомобиля. Ведь любые конструктора при указании необходимого нормального давления в шинах на тот или иной автомобиль проводили расчеты и учитывали различные факторы, которые могли влиять на правильную эксплуатацию автомобиля.

Читать еще:  Обзор Форд Фокус 3 с фото

Безусловно, где-то можно выиграть пониженным или повышенным давлением в шинах, но результат всегда будет пропорциональным. Поэтому всегда нужно руководствоваться оптимальными данными. И не забывать перед каждой, особенно дальней поездкой проверять и качать колеса с учетом нагрузки на автомобиль, возможных погодных условий, дорожного полотна и т.д. и т.п.

НА ПОЛУСПУЩЕННЫХ, ИЛИ КАК ВЛИЯЕТ ДАВЛЕНИЕ В ШИНАХ НА РАСХОД ТОПЛИВА?

Бортовой компьютер нашего KIA Cee’d показывает средний расход топлива 6,1 л/100 км. Интересно, если одно из колес будет приспущено, расход увеличится? А если давление ниже нужного будет во всех четырех колесах? Это мы и намерены проверить.

Большинство автопроизводителей рекомендует проверять давление в шинах раз в две недели (при интенсивных пробегах — каждые 2000 км). Дело в том, что воздух пусть и постепенно, но уходит из колеса — материалы покрышки нельзя назвать абсолютно герметичными. Дополнительными факторами могут быть повреждения шины, негерметичность вентиля и т.д. В любом случае постепенно, но верно давление в колесе снижается. Кроме того, нелишним будет взять в руки манометр и перед дальней поездкой, особенно если ехать предстоит по скоростным трассам.

При очень низком давлении колесо может «выстрелить» или разбортироваться, но и слегка «приспущенная» шина медленно, но верно «умирает»: при значении на 20% меньше нормы срок ее службы уменьшается примерно на треть. А еще «недокачанные» колеса влияют на расход топлива: чем ниже давление, тем больше топливный «аппетит» автомобиля. Это в теории. А на практике?

Бортовому компьютеру бензинового автомобиля мы верили с трудом: несмотря на то что реальный расход в «заездах» колебался в пределах 6,34-7,0 л, он предпочитал показывать около 6 л.

Суть наших испытаний проста: берем бензиновый и дизельный автомобили и делаем на них серию «заездов» от заправки до заправки, проверяя, насколько изменяется расход топлива в зависимости от того, какое давление установлено в шинах. Для максимальной точности заправляемся на одной и той же АЗС, у одной и той же раздаточной колонки, давление корректируем одним и тем же манометром. Дистанция каждого «заезда» — один полный круг по внешней стороне МКАД (с учетом выезда/заезда на АЗС — 57,4 км по бортовому компьютеру одного из автомобилей).

Первый круг был преодолен с давлением «по заводу» — потребовалось 3,64 л

Первый «испытуемый» — бензиновый KIA Cee’d 1.4. Выставляем рекомендованное производителем давление, обнуляем одометр и бортовой компьютер, заправляем полный бак до первого «щелчка» пистолета и делаем первый круг по МКАД. По итогам «заезда» компьютер выдает цифру среднего расхода 6,1 л/100 км, но в действительности он должен быть чуть выше: после этой поездки нам удалось залить в бак 3,64 л, а с учетом пробега это составляет 6,34 л/100 км.

Средний расход топлива дизельного автомобиля пришлось проверять по бортовому компьютеру — он показал разницу всего 0,1 л/100 км.

Второй круг мы едем, чуть «прихрамывая»: давление в левом переднем колесе уменьшено до 1,5 атм. Это вполне реальная ситуация, когда три колеса «держат», а одно «приспускает». Любопытно, что субъективно поведение автомобиля на дороге не изменилось: управляемость, чувствительность, даже удержание курса остались на том же уровне, хотя по идее должен был начаться увод влево. Более того, по итогам поездки компьютер оптимистично показал средний расход 6,0 л/100 км! На деле же он должен был немного увеличиться, что и подтверждает очередная дозаправка. На этот раз мы заливаем 3,7 л, что соответствует среднему расходу 6,44 л/100 км (+1,6% предыдущего показателя). В общем-то, немного, можно даже сказать, что разница лежит в рамках возможной погрешности измерений.

Второй круг ехали, «прихрамывая» на одно из колес, — пришлось залить 3,7 л

Ну а если владелец недоглядел и давление ниже нормы во всех четырех колесах? Выставляем 1,5 атм. спереди и сзади и делаем третий «заезд». Вот здесь разница в поведении автомобиля чувствуется с первых же метров! Первое впечатление, что улучшилась плавность хода, — стыки и небольшие ямки Cee’d начинает проезжать мягче. Но одновременно с этим отмечаем и более вялые реакции на руль, и даже увеличившийся шум от колес (или это уже сила внушения?) — субъективно автомобиль поехал по-другому. Чуть больший расход стал показывать и бортовой компьютер, хотя по результатам поездки 6,1 л/100 км уже не внушали доверия. Все по своим местам расставила очередная дозаправка: 4,02 л, что соответствует среднему расходу 7,0 л (+10,5% относительно первого круга).

Давление выставляли и проверяли одним и тем же компрессором, одним и тем же манометром для каждого автомобиля

Ну а что же дизельная версия? Увы, применить ту же методику испытаний оказалось невозможно. При попытке заполнить бак мы столкнулись с уже знакомой проблемой: из-за того что солярка пенится, точно определить момент «отсечки» или полного заполнения горловины оказалось невозможно. Разброс 0,2-0,3 л недопустим даже при значительных контрольных пробегах, в нашем же случае это тем более неприемлемо. Пришлось проводить испытания по усеченной программе и, несмотря на определенный скепсис, все-таки довериться бортовому компьютеру. А он выдал следующие цифры: при выставленном давлении 2,2 атм. средний расход составил 4,9 л/100 км, при значении 1,5 атм. — 5,0 л/100 км (+2%).

Третий круг с давлением 1,5 атм. во всех колесах обошелся дороже первого — мы затратили 4,02 л

Кстати, и сами цифры, и разбежка между ними могли бы быть меньшими, если бы мы придерживались иного стиля вождения. Например, зная экономичность современных дизелей с Common Rail, мы намеренно заставляли Cee’d с мотором 1.6 CRDi ехать на пятой передаче, хотя можно было включить шестую. Зачем? Чем меньше расход, тем меньше разница между крайними значениями, и она вполне может вписаться в рамки погрешности. Поэтому средний расход обоих автомобилей мы намеренно повышали, добиваясь при этом равных условий движения во всех «заездах».

Все «заезды» проводились на МКАД, где бывает приличный трафик, — с этим расчетом и выбиралась крейсерская скорость

Как бы то ни было, мы убедились, что езда на приспущенных колесах действительно обходится дороже: во всех «заездах» с уменьшенным давлением в шинах нам удалось зафиксировать рост топливного «аппетита». Справедливости ради скажем, что и вероятность погрешностей по ходу испытаний оставалась высокой, — контрольный пробег 57,4 км все-таки недостаточно велик.

«Недокачанные» колеса влияют на расход топлива: чем ниже давление, тем больше топливный «аппетит» автомобиля

Проверяй «на холодную»!

Было 1,5 атм., стало 1,6 атм. — во время поездки колесо нагревается, давление растет!

Многие привыкли пользоваться услугами шиномонтажных мастерских или АЗС. Но учитывают ли они, что в момент поездки шины нагреваются, а давление в них возрастает? Насколько именно увеличится давление, точно никто не скажет (в зависимости от погодных условий и условий движения, ряда других факторов данные могут «плясать» в пределах нескольких десятых атм.), именно поэтому проверка и корректировка давления «горячих» шин настоятельно не рекомендуются.
Пользуясь случаем, мы решили проверить это на практике. После каждого «заезда», прежде чем установить новое давление, мы фиксировали, насколько изменились предыдущие значения. Оказалось, что после 40-минутной поездки со средней скоростью 84 км/ч давление увеличивалось на 0,1 атм.: до и после манометр показал 2,3 вместо 2,2 и 1,6 вместо 1,5.
Отсюда вывод: проводить замеры нужно «на холодную», то есть перед поездкой, пока шины еще не прогрелись, либо после продолжительной стоянки (не ранее чем через час после остановки).

Больше или меньше?
Правильно выставленное давление не только способствует максимальному сроку эксплуатации шин, но и обеспечивает комфортное и безопасное передвижение на автомобиле, позволяет наиболее эффективно использовать весь его технический потенциал.
Перекачанные шины делают реакции автомобиля острее, способствуют снижению расхода топлива, ведь сопротивление качению снижается. Но при этом все неровности машина проходит жестче, страдает и ездовой комфорт, и ресурс подвески. Кроме того, неравномерно изнашивается сама покрышка — быстрее «стирается» средняя часть беговой дорожки протектора.
При недостаточном давлении наблюдаются повышенные деформации шины, нагрев, что ведет к ускоренному износу или разрушению. Увеличивается сопротивление качению, что приводит к повышенному расходу топлива. Ухудшается управляемость, появляется риск проскальзывания покрышки относительно обода, а также возрастает вероятность «подлома» шины в крутом повороте и т.д. Но иногда пониженное давление действует во благо. Ведь в этом случае пятно контакта с дорогой возрастает — данное качество можно использовать при езде по бездорожью по слабому грунту. Но затем, выехав на дорогу с твердым покрытием, надо подкачать шины до необходимого значения давления.

Своевременно проверяя давление в шинах, вы экономите на заправке!

Вердикт «Автобизнеса»
Небольшое отклонение давления от нормы вы вряд ли прочувствуете на своем кошельке, а вот если ситуация основательно «запущена», готовьтесь платить. Тем более что от правильно выставленного давления зависит не только экономичность, но и поведение автомобиля на дороге. Поэтому следуйте рекомендациям производителя и не ленитесь время от времени проверять колеса. В конце концов, это не только экономия топлива, но и ваша безопасность.

Иван КРИШКЕИЧ, фото Глеба МАЛОФЕЕВА.

Редакция выражает благодарность «Атлант-М Боровая KIA» за предоставленные для испытаний автомобили.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector