7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В дальний путь на метане

УАЗ Patriot «Мимимишка» › Бортжурнал › На «Метане» по России и не только. Поездка 1

Это небольшой цикл моих путешествий на метане.
Первая поездка на метане была совершена на «волге» до Москвы. Это 800 км туда и 800 обратно. Следующая поездка была уже на УАЗ «Патриот» и ехали мы с семье до Белоруссии, это как раз 1600 км в одну сторону. Третья поездка так же на «Патриоте» была в «Солоники» это около «Лазаревского», что на юге России и это уже 2200 км в одну сторону.

На «Метане» в Москву.

Я не великий путешественник, да и на такие дальние расстояния ездить начал совсем недавно. Когда я купил волгу, то встал вопрос о переводе машины на газ. Были долгие споры и дебаты на что переводить на Пропан-Бутан или на Метан. В итоге так ка не планировалось ездить далеко, а только в черте города да в сад, а метан стоил дешево (5 руб за куб) то я решил быть метану. Поставил, поездил и оценил какая экономия выходит, после этого я стал ездить чаще и дальше.
В один летний вечер мне пришла смс «Все у меня больше нет волги». В шоке перезваниваю одноклубнику который тоже ездит на волге и узнаю что у одноклубника на волге случилась беда и двигатель приказал «долго жить». После долгих поисков был найден двигатель, но в Москве. До этого моя самая дальняя поездка была в Чебоксары. От метановой заправки в Казани до Чебоксар ровно 200 км как раз мой запас хода по трассе. Ну что ж надо выручать одноклубника и мы взвесив все за и против решили ехать за двигателем в Москву. Причем заправки на тот момент мы знали только до Чебоксар. И вот погожим осенним днем (хотя хотели утром) мы выехали в Москву. На АГНКС в Чебоксарах нам несказанно повезло так как там был «АТЛАС АГНКС РОСИИ». Продать нам ее не продали, но сфотографировать АГНКС по дороге в Москву мы смогли. И вот выехав из Чебоксар воодушевление мы поехали на следующую заправку которая находилась во Нижнем Новгороде. Так как в Нижнем она находиться практически на трассе в Москву то мимо проехать мы не смогли и заправившись на ней поехали во Владимир. Заправка в Нижнем находиться по левую сторону, если ехать в Москву, поэтому что бы на нее заехать приходиться разворачиваться. В Владимир мы приехали уже ночью в дождик. Долго искали заветную заправку и в итоге поехали дальше, так и не заправившись метаном. На обратном пути мы эту заправку все же нашли. ОТ Владимира по трассе М7 мы доехали до Москвы. В Москве мы были рано утром часов в 6. Выехали на МКАД и поехали к ближайшей известной нам заправке из тех что мы нашли в Атласе АГНКС. Доехав до того места где навигатор предлагал нам свернуть на право мы увидели только огороженный участок пути и ровное поле. Толь была там АГНКС и ее убрали либо что-то не верно, но там нам заправиться не удалось. Зато на другой стороне была гордая вывеска АГНКС. Делать нечего поехали на разворот, и вот тут то нас навигатор спас, ибо такого разворота я никак не ожидал. Надо было съехать с МКАД потом доехать до развилки и там повернуть что бы потом вернуться по той дроге по которой съезжал на развилку которая вела на МКАД. В итоге к 7 утра нам удалось доехать до АГНКС . которая открывалась в 9 утра. Нашему разочарованию не было предела, если учесть что до этого все АГНКС были круглосуточные. Поспав до 9 утра, мы заправились и поехали за двигателем. Купив двигатель и заправившись в Москве, поехали обратно. На обратной дороге решил ехать через Владимир. И вот еду я так по ночному Владимиру а Игорь смотрит на указатели и в один прекрасный момент говорит что бы я остановился так как он что то заметил. Останавливаемся, смотрим. НА фоне пестрых дорожных знаком, стоит знак заправки и мелкими буквами в низу «метан». Ищем заезд на заправку, а он оказался на другой стороне между кронами деревьям так что сразу его и не увидишь. Заехав на эту малоприметную дорожку едем и видим сияет как елочная игрушка заправка. только «Пропановая», и в глубь в темноту уходит дорога где под одиноким фонарем притаилась заветная наша АГНКС. Ставлю машину на заправку и тут меня просто шокировали, сказав на какую сумму я заправляюсь. Обычно я заправлюсь на «полный бак» после чего отдаю требуемую сумму. НО тут правила другие, тут ты отдаешь сумму, желательно заведомо большую, чем может влезть в баллон, после чего тебе заправляют баллон и сдачу возвращают. А ежели ты дал меньше то, и заправят меньше и тут ты сам уже виноват. Вот такие там правила. Выехав из Владимира, мы уже знакомой дорогой вернулись домой. НА дорогу мы тогда потратили 5 000 рублей так как часть дороги все же ехали на бензине но в итоге вышло все равно дешевле. На все у нас ушло 3 дня. Обратно спешили, ибо у Игоря был день рождения, и он не хотел на него опоздать.

Метан в машине: считаем выгоду и ищем заправку

Полтора года назад президент страны заявил, что нужно развивать использование приоритетного для России альтернативного топлива — метана, а отнюдь не электричество. А где заправляться-то?

От сотен к тысячам

Локомотивом развития сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) выступает Газпром. Он же фактически монополист: из 423 работающих в стране метановых заправок ему принадлежат 312. В 2015–2018 годах Газпром построил 86 и реконструировал 13 АГНКС. План на уходящий год — 43 станции. В следующем году сеть должна вырасти до 500 комплексов. Лет через десять, глядишь, будем считать уже тысячами.

В стратегии развития значатся 17 приоритетных регионов. В частности, в Белгородской области число АГНКС вырастет к 2022 году с 8 до 39, в Ростовской — с 11 до 39 к 2021‑му. И это только станции Газпрома.

  • Появляются заправки, появляются и автомобили. Сейчас на российском рынке продается 229 метановых моделей. Почти все они коммерческие: автобусы, легкие, средние и тяжелые грузовики, спецтехника. Есть чисто метановые и битопливные версии российских и иностранных марок, заводские и переоборудованные спецфирмами.

    Вам сжать или налить?

    Десятидневный автомобильный пробег «Газ в моторы — 2019» стартовал в Краснодарском крае и завершился в Санкт-Петербурге. В нем приняли участие Лады, автобусы четырех классов, включая туристический Volgabus Марафон, и грузовики — от УАЗа Профи до магистральных тягачей. И весь маршрут (2760 км) караван прошел исключительно на метане. Мы оказались в числе участников пробега.

    Scania выставила два седельных тягача нового поколения. Один работает на компримированном (сжатом до 200 бар) природном газе — КПГ (по-английски — CNG). Говоря проще, это классический вид метана как автомобильного топлива. Вторая машина питается сжиженным природным газом (СПГ, латинская аббревиатура — LNG). Чтобы метан перевести в жидкое состояние, его охлаждают до —161,5 °C. Поэтому в автомобилях он хранится не в простых баллонах, а в криобаках под давлением до 16 бар. В чем преимущества? При сжижении метан уменьшается в объеме в 600 раз, и запаса газа в криобаке хватает примерно на столько же километров, сколько можно проехать на солярке в сравнимом по размеру топливном баке.

    Классно? Разумеется! Но вот беда: СПГ-заправок в России — по пальцам можно пересчитать. Например, на всю Москву и область лишь одна, причем открыли ее только минувшей весной. А во всей стране — хорошо если пара десятков. Поэтому автомобили, пита­ющиеся сжиженным метаном (в караване такой была не только Scania), сопровождал мобильный заправщик. Кстати, некоторые перевозчики, чьи машины работают вблизи заветной АГНКС, уже рискнули купить себе грузовики на СПГ.

    Читать еще:  Правила Дорожного Движения 2020

    Брать будете?

    С 2014 по 2018 год в России куплено 15 тысяч метановых автомобилей заводского исполнения. Поскольку ежегодно у нас продается около 200 тысяч единиц коммерческой техники — показатель неплохой.

    Запас хода у газовых машин разный: Веста проезжает 350 км, туристический Volgabus Марафон и фуры на сжатом метане — до 450–600 км. По европейской части страны уже вполне можно передвигаться исключительно на метане, дотягиваясь от одной заправки до другой. Но есть еще одна проблема: львиная доля АГНКС расположена неудачно — на городских окраинах (это неудобно жителям города) либо в стороне от трассы (а это неудобно перевозчикам).

    Я проехал с колонной газовых машин от Ростова-на-Дону до Москвы. На 500‑кило­метровом перегоне от Воронежа до столицы непосредственно на трассе ни одной метановой заправки нет. Есть только в Новомосковске, в 16 километрах от М4. Пришлось делать крюк, иначе многие машины не дотянули бы.

    С сопутствующими удобствами беда. Заправка в Россоши — это разбитая дорога, удручающая советская архитектура, нулевой сервис. Комплексы в Белгороде и Семилуках новенькие, с иголочки, но даже воды попутно не купишь. Зато везде исправно требуют документы на ГБО: 200 бар в баллоне — не шутки.

    Со сжиженным метаном всё сложнее, чем со сжатым. Магистральные тягачи на сжиженном природном газе даже на одном криобаке проходят до 750–800 км, но для них инфраструктуры нет совсем — Газпром только планирует создать ее. Для начала — на трассах М1, М4, М10 и М7 до Новосибирска. Заправки обойдутся дорого. Сами машины дороже дизельных примерно на треть.

    А еще СПГ расходуется даже на стоянке! При нагреве криобака автоматика начинает стравливать давление, выпуская лишнее топливо. Расти температура будет неизбежно. Хорошо, если заправился и сразу поехал в рейс, — а как быть при вынужденном простое фуры или в жару?

    Для частников вся эта история пока что не слишком привлекательна: экономить можно, но неудобно. И мизерные продажи метановых Лад это подтверждают. В коммерческом сегменте экономит хозяин (ему важно минимизировать расходы, а проблемы водителя его мало интересуют), поэтому спрос на газовую технику будет уверенно расти.

    С муниципальными парками проще. Например, в Москве строят АГНКС непосредственно у конечных остановок автобусов — их водителям удобно. Впрочем… В пробеге я невольно подслушал рассказ представителя липецкого автобусного парка: он сетовал на дорогое обслуживание газовых моторов. И на то, что в городе никто не проводит поверку баллонов, приходится гонять машины в другие областные центры.

    Расширение сети АГНКС — дело хорошее и перспективное. И газовая тема наверняка получит продолжение. Тем более что за процессом наблюдает президент.

    Газовые нюансы

    На битопливном Ларгусе CNG в этом году я проехал больше 1000 километров, поэтому в пробеге сразу уселся в Весту. Двигатели у машин идентичные — 1.6 мощностью 106 л.с. (на бензине). Но при работе на метане Веста чуть мощнее: 96 против 94 л.с. у Ларгуса. Предельный крутящий момент у машин одинаковый: 148 Н·м на бензине и 135 Н·м на метане.

    У Весты лучше аэродинамика, она легче, а передаточное отношение главной пары — 3,9 против 4,2 у Ларгуса. Поэтому Веста экономичнее: по трассе на 22 кубометрах метана можно пройти до 400 км, а Ларгус проезжает на сотню меньше.

    По части эргономики между Вестой и Ларгусом — пропасть, а перевод на метан ее лишь увеличил. На Ларгусе шайба управления ГБО перекрыта правым коленом водителя, а штатный топливомер показывает только остаток бензина.

    На Весте блок управления установлен на виду.

    При переключении с бензина на газ меняется и положение стрелки на панели приборов. Правда, уровень метана она умеет показывать с шагом в четверть бака — идентично четырем лампочкам на кругляше ГБО.

    Просадка мощности на газовом топливе (- 10 %) есть, и она чувствуется. В очередной раз поразился тому, сколь разительно отличаются новые вазовские моторы от побегавших. В колонне ехали две Весты CNG — с пробегами 1500 и 45 000 км. По отклику на педаль газа создавалось впечатление, что на них установлены моторы разного объема: вторая машина явно живее.

    • О том, как едет битопливная Лада Веста, читайте тут.

    Испытываем битопливный универсал Renault Logan MCV LPG

    Чтобы заправить битопливный Renault Logan MCV LPG сжиженным газом, нужно выйти из машины, открыть багажник, достать из чехла переходник, открыть лючок горловины бензобака, отвинтить защитный колпачок газового штуцера, вкрутить в штуцер переходник, дождаться заправщика, который пристыкует заправочный пистолет — итолько после этого в 42-литровый тороидальный баллон польется голубое топливо. Затем нужно все проделать в обратном порядке — и только после этого муторного процесса можно наслаждаться «газовой экономией».

    Велико ли наслаждение?

    Статистика утверждает, что по украинским дорогам ездят полтора миллиона машин с газобалонным оборудованием. Потому что выгодно. И если лет пять-семь назад владелец битопливной машины был вынужден рассчитывать запас хода на газе, чтобы подгадать следующую заправку, то теперь газонаполнительных станций пруд пруди (во всяком случае, на основных магистралях Украины), а на продажу газа переходят даже такие солидные топливные компании, как Shell.

    Львиная доля всех машин с ГБО потребляют сжиженный нефтяной газ, а на метан чаще переводят коммерческий транспорт. Причем на подавляющее большинство машин ГБО устанавливается сторонними компаниями — уже после покупки машины и, частенько, с потерей гарантии на автомобиль. А самой распространенной легковушкой с «родным» ГБО заводской установки остается Sens (от 65000 грн), от которого сильно отстает иранский Samand (от 102000 грн).

    Logan MCV LPG — новичок в сегменте «заводских газулек». Он появился в продаже осенью и предлагается по цене от 131300 грн: битопливная машина на 8400 грн дороже бензиновой. На универсале со 85-сильным мотором 1.6 смонтировано ГБО четвертого поколения итальянской фирмы Landi Renzo. Тороидальный 42-литровый баллон для сжиженного пропана установлен под днищем багажника — на месте запасного колеса. А вместо «запаски» предлагается использовать штатный ремкомплект- 12-вольтовый компрессор и герметик. Бензобак емкостью 50 л остался нетронутым.

    Заправочный штуцер выведен под крышку бензобака. Поскольку для полноценной горловины места там не нашлось, под лючок вывели лишь небольшой штуцерок, на который навинчивается защитный пластмассовый колпачок. Отсюда и неудобства: каждый раз нужно отворачивать колпачок, вворачивать в штуцер переходник, а после заправки тщательно паковать переходник в тканевый мешочек и хранить в багажнике — чтобы в нос не бил специфический запах газа.

    Впрочем, заправщики говорят, что система с переходником лучше: главное преимущество в том, что спрятанный под лючком и прикрытый пластмассовым колпачком разъем остается всегда чистым, а это весьма актуально в зимний период.

    Управление подачей газа полностью автоматизировано. Двигатель всегда запускается на бензине, а после частичного прогрева автоматически переходит на газ. Почувствовать момент смены топлива можно по едва заметному толчку, связанному с минимальным скачком крутящего момента. Следить за процессом можно по индикатору, который одновременно является датчиком запаса газа: контрольный блок смонтирован по соседству с рычагом коробки передач и является единственной «чужеродной» деталью в салоне. Этот же блок позволяет вручную переводить мотор с бензина на газ и обратно.

    «Подумал: чего продавец улыбается? Что это было неспроста, стал понимать позже». Мнение владельца метанового VW Touran

    — Перед покупкой метанового Touran около 7 лет я отъездил на аналогичной машине 2005 года выпуска. Правда, в отличие от этого Touran она была с двухлитровым дизелем, но зарекомендовала себя прекрасным семейным автомобилем, очень удобным для пользования в городе и на трассе.

    Экономичная, динамичная, эргономичная и практичная машина. Одно огорчало — довольно быстро потеряла в цене. Дизельный Touran я купил в 2010 году за 14 тысяч долларов, а в 2017-м продал фактически за 5 тысяч.

    Тем не менее, покупая следующий автомобиль, был однозначно уверен, что надо брать только Touran. Другое дело, что о версиях на метане знал лишь то, что они требуют самых минимальных денежных затрат на топливо. И это все, потому что никогда ими раньше не пользовался. Однако поскольку езжу я достаточно много, именно возможность уменьшить расходы на содержание была главной причиной покупки этого автомобиля.

    Читать еще:  Как заменить аккумулятор в видеорегистраторе Hyundai

    Когда продавец спросил, сталкивался ли я раньше с метановой машиной, а я ответил, что нет, он только заулыбался. Я еще подумал: чего он улыбается? Что это было неспроста, стал понимать позже.

    Дело в том, что метановые машины имеют ряд особенностей в эксплуатации. Люди, которые никогда ими не владели, вряд ли об этих нюансах догадываются, как не знал о них и я.

    Единственное, о чем был наслышан, — что за границей метановые автомобили, по крайней мере те, которые в основном пригоняют к нам, используются в такси. Не могу с этим не согласиться, особенно после того, с чем столкнулся сам, когда выяснилось, какой у этих машин пробег между заправками. На них действительно лучше ездить в радиусе 100-150 километров вокруг своей заправки.

    Однако когда машина покупалась, держал в уме другое соображение. Пусть это и такси, а мой Touran был пригнан из Швеции, зато к ним в Европе у надзорных органов очень высокие требования.

    С одной стороны у такси большой пробег, с другой — частый и строгий техосмотр, своевременное обслуживание и уход. В частности, при проверке перед покупкой меня порадовало, что все детали в подвеске оказались оригинальными, а я сомневаюсь, что они ни разу не менялись.

    Автомобиль 2014 года выпуска был куплен год назад с пробегом по счетчику 130 тысяч километров. Я проехал почти 40 тысяч. Главный вывод, к которому пришел в итоге, — для человека, который ездит много, часто бывает в белорусской глубинке, метановая машина не подходит. Это и надо в первую очередь иметь в виду, приобретая модель на метане.

    По динамике она не отличается от моего дизельного Touran — такая же резвая, охотно откликается на педаль «газа». Посадка удобная, в дальних поездках не устаешь, практичность из-за наличия газовых баллонов не пострадала.

    Перед тем как пересесть в автомобиль на метане, на дизельном Touran в месяц я тратил на топливо примерно 300 рублей. После покупки этой машины при тех же пробегах расходы на топливо превратились в 100 рублей.

    Казалось бы, езди и радуйся, если от замены автомобиля ты ничего не потерял, зато существенно сократил затраты на содержание. Однако все оказалось не так гладко, как хотелось бы.

    Некомфортной эксплуатацию делает ограниченное количество заправочных станций и, мягко говоря, своеобразие в режиме их работы. Оно не позволяет людям, которые ездят много и в разное время суток, чувствовать себя свободными отправиться куда хочется или дела требуют, как в моем случае, и когда захотят либо очень нужно, как опять-таки в моем случае.

    Всего баллонов четыре — два больших и два маленьких. Суммарно в них входит 25 кубических метров газа. У меня семиместный вариант. В пятиместной версии емкость баллонов примерно 30 кубометров, точно не знаю. Мне полной заправки при городской езде хватает на 300 километров, по трассе при скорости около 100 километров в час — примерно на 500 километров, при скорости 120-130 — на 350 километров.

    Емкость бензобака в этой машине такова, что его хватает лишь на 50 километров в городском режиме либо на 100 километров за городом. Поэтому о той автономности, которую имел дизельный Touran, не может быть и речи.

    В чем выражается своеобразие в работе заправочных станций, о котором я говорил? В Минске метановые АЗС работают круглосуточно, но при этом утром в самый час пик они закрываются на технический перерыв.

    Собирается очередь, а их это не волнует. Получается как в поговорке: война войной, а обед по расписанию. «Война» у нас, а у них пересменка или что-то другое. Пока я ездил на обычных машинах, гораздо реже сталкивался с тем, чтобы по каким-то причинам АЗС клиентов не обслуживала. И это невелика проблема, потому что в Минске в радиусе трех километров от этой АЗС найдется несколько других. А в случае с метаном даже в Минске надо быть всегда начеку, какой у тебя запас хода до заправки.

    В регионах еще круче. Например, в Молодечно в шесть часов вечера заправка закрывается — и до свидания до девяти часов завтрашнего утра. В выходные дни она вообще не работает. А на бензине, как я говорил, будешь ехать короткими перебежками от заправки до заправки.

    Когда столкнешься с этими нюансами, начинаешь планировать поездки и маршруты, изучать, как обстоят дела с заправками там, куда едешь. Не проблема, если надо отъехать от Минска на 150 километров и вернуться — достаточно просто заправить баллоны полностью при выезде. А если из того же Молодечно мне надо в Лиду, а из нее, например, в Гродно или Волковыск, после чего я хочу еще и домой вернуться?

    Кстати, западное, юго-западное и юго-восточное направления более-менее благополучны по числу и расположению метановых АЗС, а поехать в Витебскую область — это жесть. Заехал в Полоцк, а там заправка как в Молодечно: в шесть вечера уже не работает, в выходные дни у нее тоже выходной.

    Часто приходится заправлять машину на станции возле Ждановичей. В течение года наблюдал одну и ту же картину: из шести штатных колонок одна занята баллонами для временного использования, одну заменили на новую, но она так и не заработала, и одна колонка всегда выключена и обвязана каким-то красным шнурком.

    Таким образом, из шести штатных колонок работают только три, причем одну из них иногда ставят в ремонт или обслуживание. Но и это еще не все. Для заправки Touran нужен переходник под европейский стандарт, иначе автомобиль не заправишь. На заправке в Ждановичах переходников всего два.

    Не могу сказать, что на метановых заправках какие-то дикие очереди. В среднем заправка баллонов легкового автомобиля занимает около 5 минут, грузовики задерживаются чуть дольше. Просто заправляться приходится чаще. Но по закону подлости, когда тебе приспичило заправиться, на АЗС приезжает еще парочка Passat или Touran, и всем нужен переходник.

    В результате на заправку можно потерять гораздо больше времени, чем планировалось. Почему для удобства клиентов владельцу АЗС, коим является «Газпром Трансгаз», не купить третий переходник? Задал этот вопрос в Книге жалоб и предложений и получил издевательский по форме ответ, что если при заправке вы испытываете дискомфорт, значит, вам надо приобрести переходник для личного пользования.

    К самой машине, вернее, ее надежности претензий нет. Обслуживаю Touran на дилерской станции в Уручье. Масло, правда, использую неоригинальное, но немецкое — Liqui Moly. Стоит обслуживание 100 рублей.

    Дилер видит во мне потенциального клиента для извлечения более солидной прибыли, чем он получает за проведение обслуживания. Поэтому он пытается «развести» меня на более серьезный ремонт. Я, конечно, внимательно выслушиваю сервис-менеджера, который очень убедительно доказывает, что если не будут устранены те 10 неисправностей, которые нашли, пока машина обслуживалась, то она развалится на части, не успев отъехать от дилерского центра сотню метров.

    Но затем я еду к независимому эксперту. Из всего, чем пугал дилер, он подтвердил только необходимость замены двух сайлент-блоков в задней подвеске. Ну что же, настроение дилера понятно — без денег грустно, а где их взять, если не из кошелька клиента?

    Не так давно проходил процедуру освидетельствования баллонов, которая проводится раз в 5 лет. Стоимость 98 рублей. Вот, собственно говоря, и все дополнительные затраты на эксплуатацию помимо заправок.

    Как-то выяснил, что проезд до Гродно на маршрутке дороже, чем ехать одному на своей машине и при этом пользоваться всеми преимуществами личного транспорта. То есть минимальные затраты на топливо, безусловно, главное достоинство метанового автомобиля.

    Читать еще:  ТЕСТ Правила безопасности при слесарных работах

    И что вы подумаете обо мне, если я скажу, что решил его продать? А все просто: конкретно меня не устраивает небольшой запас хода, работа сети метановых АЗС, необходимость прокладывать маршруты, которые рациональными являются только ради заправок, а также отношение «Трансгаза» к клиентам. Была бы возможность не обращать на это внимания, ездил бы себе и ездил, но поскольку, как должно быть понятно, автомобиль используется не только для семьи, но и для работы, приходится думать, чтобы работа не страдала.

    Слушал и записывал Сергей БОЯРСКИХ
    Фото Ольги-Анны КАНАШИЦ
    ABW.BY

    Почти 15.000 б/у запчастей для Volkswagen Touran с фотографиями и ценой каждой детали на BAMPER.BY. Поиск любой запчасти — в три клика!

    Если вам есть что рассказать о своем автомобиле, свяжитесь с нами, пройдя по ссылке (). Бонус за рассказ — бесплатная мойка автомобиля при содействии автомоечного комплекса Hawaii (Минск, ул. Долгобродская, 16а, (029) 325-66-66)

    Более 77.000 предложений о продаже новых и подержанных авто в нашей базе объявлений.

    Какой газ лучше заправлять в авто, метан или пропан

    Общая информация

    Историческая справка

    Начиная с середины XX века, все большее распространение в двигательных системах тяжелого и легкового транспорта начинают получать установки, работающие на углеводородных газах. К концу столетия и в начале XXI века такие установки становятся почти повсеместными и начинают активно внедряться на производстве крупными заводами не только для автобусов и грузовых автомобилей, но также и собственных линеек легковых авто, особенно внедорожников и минивенов, а также различных малогабаритных гибридных моделей.

    Причина использования природного газа достаточно проста – он более экологичен и более дешев в использовании в сравнении с бензином. Изначально основанием для использования газовых установок была именно защита экологии, с увеличением стоимости нефти и сообразного роста цен на бензин, более остро встал и финансовый фактор использования газовых ГБО.

    Выбор газа как такового понятен, но возникает вопрос, что лучше – пропан или метан. Дать однозначный ответ – погрешить против истины, но для осознанного решения необходимо знать полезные характеристики обоих «претендентов».

    Пропан

    Пропан относится к классу алканов и является органическим веществом, которое выделяется при крекинге (процессе переработки) нефтепродуктов, также он может выделяться из природного газа. Для целей создания топливной смеси пропан смешивается с этаном и бутаном, в сжиженном состоянии он помещается в баллоны под давлением в 10-15 атмосфер. Пропан – углеводородный газ, он тяжелее воздуха и взрывоопасен при содержании в окружающей среде в количестве 2,1 и выше процентов.

    Пропан представляет собой, в промышленном отношении продукт разделения нефтяного или «жирного» природного газа – то есть обладает достаточно высоким содержанием примесей, масел, сопутствующих веществ, нуждается в качественной очистке и фильтрации. Кроме того, согласно известным исследованиям при достаточной концентрации пропан может оказывать наркотическое воздействие на человеческий организм. Увидеть пропан в быту можно в обычной газовой зажигалке.

    Метан

    Метан относится к категории простейших углеводородов, он существенно легче воздуха и почти не растворяется в воде. Метан находится в обширных подземных месторождениях, где добывается фактически в чистом виде, а затем проходит процедуру фильтрации, дополнения одорантами для запаха. Для использования в качестве топлива метан сжимается до 200-250 атмосфер, содержится в баллоне повышенной прочности и обычно достаточно высокого веса. Взрывоопасность метана наступает при концентрации выше 4,4 процентов в воздухе, при этом он легко уносится воздушными потоками и может накапливаться только в замкнутых помещениях.

    Основное удобство метана – его невысокая цена. Кроме того метан является самым чистым газом из всех, доступных для использования в топливных целях, он почти не содержит примесей и нуждается лишь в самой примитивной очистке. При этом для метана, с учетом специфики его использования, требуется достаточно дорогая установка. Данный газ, как и пропан, обладает наркотическим влиянием на человеческий организм, но незначительным, ввиду разреженного нахождения в воздухе. Увидеть метан в быту можно при использовании любой бытовой газовой плиты.

    Сравнение метана и пропана

    Общие преимущества газов в топливе

    Оба газа имеют общие преимущества относительно бензина, что позволяет год от года расширять их применение в двигательных установках.

    • Более низкая цена относительно бензина;
    • Экологическая безопасность, меньшее влияние на здоровье человека;
    • Увеличение срока езды без заправки за счет большего объема топлива, которое можно запасти;
    • В комплексе замедление износа деталей автомобиля, особенно при использовании изначально приспособленного двигателя.

    Общие недостатки газов в топливе

    Существует также несколько оснований, по которым бензин все еще сохраняет лидирующее положение как автомобильное топливо.

    • Меньшая доступность газов для потребителя (количество заправок, а также центров обслуживания автомобилей с газовыми установками);
    • Падение мощности автомобиля при использовании газового топлива;
    • Повышенный износ некоторых особо чувствительных участков двигателя (например, клапанов) с учетом специфики «сухого горения» газового топлива.

    Основные различия метана и пропана

    Метан и пропан существенно отличаются друг от друга как по специфике хранения, так и по специфике использования в качестве топлива, каждый имеет свои преимущества и недостатки.

    • По ГБО – дополнение двигателя автомобиля пропановой установкой существенно (до 70%) дешевле, чем установка метанового ГБО;
    • По стоимости – в перспективе, после того, как окупится установка ГБО, метан дает высокую экономию средств на топливо относительно пропана;
    • Снижение мощности – пропан, относительно бензина, дает незначительное снижение мощности до 3-5% двигателя, и то при развитии скорости выше 140 километров в час. Метан «ослабляет машину» до 20%. Но стоит учитывать, что данное обстоятельство было почти нивелировано в современных специализированных установках;
    • Экологическая чистота – пропан имеет примеси и не считается полностью безопасным для человека и экологии. Метан – самое чистое топливо на планете, по своей безопасности превосходящий электрические двигатели и солнечные батареи, находящийся на одном уровне со спиртовыми установками;
    • Вес баллонов и объем топлива – пропан, сжимаемый под невысоким давлением вместе со своим резервуаром, весит в несколько раз легче, чем баллон сжатого метана. При этом пропана можно запасти на путь втрое более долгий, чем метана;
    • Взрывоопасность – метан вдвое менее взрывоопасен, чем пропан, а с учетом рассеивания считается максимально безопасным относительно почти всех других видов топлива. Стоит также отметить, что баллоны метана при аварии повреждаются и деформируются существенно меньше, чем баллоны пропана. Таким образом, доставка пропана становится в перспективе более опасной;
    • Доступность заправок – метановые заправки являются редкостью, их приходится специально искать, заправки с пропаном почти также часты, как бензиновые. При этом оборудование для сжимания, очистки и заправки метана существенно менее сложное, чем пропановое.

    Таблица преимуществ и недостатков пропана и метана

    Заправка газом может быть удобней, экономичней и функциональней, чем использование бензина, а окончательно определиться в выборе удобного газа можно при помощи следующей таблицы.

    ФакторПропанМетан
    Стоимость ГБОНизкаяВысокая
    Относительно дешевле бензина1,8-2 разаВ 3 раза дешевле
    Расход относительно бензина (на 10 литров)11-11,5 литров8-8,5 кубов
    Вес среднего баллона20-30 кг60-125 кг
    Запас топлива на средний комплект (километров хода)600-1000 км250-350 км
    Взрывоопасная концентрация в воздухе2,1%4,4%
    Вредное влияние на детали двигателявысокоенизкое
    Сжатие в баллоне10-15 атмосфер200-250 атмосфер
    Экологическая безопасностьВысокаяПолная
    Падение мощности двигателя относительно бензина5%20-30%
    Октановое число100110
    Доступность заправокПочти равно бензиновымПо 1-2 на крупный город

    Вывод

    Конечный выбор остается за автомобилистом – метан безопасней и дешевле, но дороже по установке и эксплуатации, пропан более распространен, дешевле по установке, баллоны меньше весят, но он взрывоопасен и более вреден. В любом случае – газовая заправка на АГЗС остается удобной и перспективной альтернативой заправки бензином, при этом она более функциональна, чем езда на электричестве или спирте.

    голоса
    Рейтинг статьи
  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector