3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

На какие автомобили не надо устанавливать тахографы

На какие автомобили не надо устанавливать тахографы?

Добрый день, уважаемый читатель.

Тахограф — специальный прибор, который контролирует соблюдение режима труда и отдыха водителями транспортных средств.

Изначально установка тахографов преследует хорошую цель — предотвращение ДТП, вызванных усталостью водителей, работающих без перерыва в течение десятков часов.

Однако на практике владельцы транспортных средств пытаются избежать установки контрольного оборудования. Связано это с тем, что стоимость установки тахографа на грузовой автомобиль достигает нескольких десятков тысяч рублей и это весьма внушительная сумма.

В этой статье Вы узнаете:

Ниже Вы узнаете, на какие автомобили можно не устанавливать тахографы на вполне законных основаниях. Приступим.

Документ, который регламентирует вопрос установки тахографов — приказ министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства», приложение №2 «Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами».

Для чего нужен тахограф?

Тахограф предназначен для того, чтобы фиксировать время, которое водитель затратил на управление автомобилем, другие работы и перерывы. Данный прибор сохраняет историю рабочего дня, к которой имеют доступ сотрудники контролирующих органов.

То есть в целом тахограф нужен для контроля соблюдения режима труда и отдыха водителем.

На какие автомобили нужен тахограф?

Тахографы должны устанавливаться на следующие виды транспортных средств:

  • Автобусы (транспортные средства, имеющие более восьми мест для сидения и используемые для перевозки пассажиров);
  • Грузовики тяжелее 3,5 тонн.

Так что теперь Вы можете легко дать ответ на вопрос, нужен ли тахограф на грузовую газель. Поскольку разрешенная максимальная масса такого автомобиля не превышает 3,5 тонны, тахограф устанавливать не нужно.

На какие автомобили не надо устанавливать тахографы?

Обратите внимание, есть перечень исключений, т.е. автобусов и грузовиков, на которые не нужно ставить тахографы:

  • Троллейбусы;
  • Автомобили, осуществляющие международные перевозки и оборудованные тахографами «Европейского образца»;
  • Военные транспортные средства;
  • Автомобили органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (полиции, ФСБ, ФСИН и т.д);
  • Автомобили, зарегистрированные в гостехнадзоре (трактора и самоходные машины);
  • Автомобили старше 30 лет, не предназначенные для коммерческих перевозок (в отношении которых не уплачивается утилизационный сбор);
  • Учебные автомобили, не используемые для коммерческих перевозок;
  • Автомобили, проходящие дорожные испытания.

Обратите внимание, ранее в этом списке также присутствовали автобусы, осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки. Однако с 20 ноября 2017 года эти транспортные средства не входят в список исключений.

Кроме перечисленных выше транспортных средств, есть и еще один список исключений (по типу выполняемых работ):

  • Автобетононасосы;
  • Автобенотосмесители;
  • Автогудронаторы;
  • Автокраны;
  • Автомобили скорой помощи;
  • Эвакуаторы;
  • Пожарные автомобили;
  • Транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог;
  • Автомобили для обслуживания нефтяных и газовых скважин;
  • Автомобили инкассации (для перевозки денег и ценных грузов);
  • Транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами;
  • Медицинские комплексы на шасси транспортных средств;
  • Автолавки;
  • Автобусы для ритуальных услуг;
  • Автомобили-дома;
  • Бронированные транспортные средства;
  • Специализированные транспортные средства (специально оборудованные молоковозы, скотовозы, машины для перевозки птицы, яиц, живой рыбы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений);
  • Грузовики категории С, используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями при осуществлении внутрихозяйственных перевозок (перевозка в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, а также граничащих с ним муниципальных районов);
  • Специальные транспортные средства;
  • Передвижные лаборатории и мастерские;
  • Передвижные телевизионные студии.

В данный перечень попадают многие специализированные транспортные средства. На них можно не устанавливать тахографы и это не повлечет штраф.

Нужен ли тахограф на самосвал?

Самый популярный тип грузовиков, задействованный в строительных работах, — это самосвал. Рассмотрим, нужен ли тахограф на самосвал Камаз.

С одной стороны, если самосвал используется строительной компанией, возводящей жилые дома, то тахограф ему однозначно нужен.

С другой стороны, если Камаз используется для коммунального хозяйства, то у его владельца возникают обоснованные вопросы. Можно ли не не устанавливать тахограф в этом случае?

Обратите внимание, сотрудники ГИБДД во многих регионах трактуют приведенный выше список исключений следующим образом. К автомобилям для коммунального хозяйства и содержания дорог относятся только транспортные средства, имеющие специализированное предназначение. То же самое касается автомобилей для обслуживания газовых и нефтяных скважин.

В соответствии с этой трактовкой ГИБДД не требует устанавливать тахографы, например, на автомобили, оборудованные щетками для очистки дорог. Однако на самосвалы, используемые в коммунальном хозяйстве, ГИБДД требует ставить тахографы и накладывает штрафы за их отсутствие.

Нужен ли тахограф на личный грузовик?

До 1 ноября 2019 года установка тахографов была обязательна только для транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Т.е. частникам тахограф бы не нужен.

Однако с 1 ноября 2019 года в закон «О БДД» добавлен следующий пункт:

3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны:
.
обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи;

Таким образом, с 1 ноября 2019 года тахограф нужен в том числе на личные грузовые автомобили категории С и личные автобусы.

Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?

Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?

Начиная с 1 ноября 2019 года вопрос решается довольно легко, т.к. тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С и автобусы категории D. То есть не имеет значения, кто является собственником.

Кроме того, в описанной выше ситуации водителю грозит и наказание за другое нарушение — осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (статья 14.1 КоАП):

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

Размер этого штрафа сопоставим со штрафом за отсутствие тахографа.

Нужно ли менять аналоговый тахограф (шайбу) на цифровой?

Начиная со 2 марта 2018 года использование аналоговых тахографов не допускается. Их нужно заменить на цифровые, имеющие в своем составе блок СКЗИ.

Сроки установки тахографов с СКЗИ

Транспортные средстваСрок установки тахографов
Автобусы, кроме пригородных и городских1 июня 2014
Пригородные автобусы1 июня 2018
Городские автобусы1 июня 2019
Грузовики для перевозки опасных грузов1 апреля 2014
Грузовики тяжелее 15 тонн для междугородных перевозок1 июля 2014
Грузовики тяжелее 12 тонн1 сентября 2014
Грузовики тяжелее 3,5 тонн1 апреля 2015
Грузовики и автобусы, оснащенные аналоговыми тахографами1 июля 2016
Грузовики и автобусы, оснащенные цифровыми тахографами без СКЗИ1 января 2018

Штраф за отсутствие тахографа

Штрафы за отсутствие тахографа подробно рассмотрены в отдельной статье. Их размеры:

  • 3 000 — 5 000 рублей — для водителя.
  • 7 000 — 10 000 рублей — для должностного лица.
  • 15 000 — 25 000 — для индивидуального предпринимателя.
  • 20 000 — 50 000 — для юридического лица.

Введена ли отмена тахографов до 2019 года?

Среди водителей часто можно услышать мнение, что тахографы отменили до 2019 или 2020 года. Судя по всему, это связано с непроверенными публикациями в средствах массовой информации. В настоящее время установка тахографов является обязательной, а все исключения перечислены в рамках данной статьи.

Если у Вас остались вопросы по поводу установки тахографа на транспортные средства, напишите их в комментариях.

На какие автомобили необходимо устанавливать тахограф

Тахограф — прибор, облегчающий контроль за автомобилем. Он подключается ко всем системам автомобиля и записывает его действия, чтобы дать информацию о действиях водителя и о его причастности/непричастности к аварии. Данные можно извлечь, предоставив особенную карту. Разберем, кому же такой прибор нужен и как его установить.

Законодательная база

27.02.2014 был утвержден порядок оснащения коммерческих автомобилей тахографами. Министерство юстиции Российской Федерации зарегистрировало приказ Министерства транспорта об условиях оснащения транспортных средств тахографами.

Согласно этому приказу, в настоящее время некоторые автомобили должны использоваться цифровые тахографы с криптографической защитой данных (модуль CIPF), которые записывают информацию о времени работы, отдыха, маршруте и т. д. непрерывно и в нерегулируемом режиме.

Установка тахографов с модулями CIPF осуществлялась в несколько этапов. Начиная с 1 апреля 2014 года тахографы с модулями CIPF должны были устанавливаться на грузовых автомобилях, перевозящих опасные грузы; с 1 июля 2014 года (срок перенесли с апреля на июль) — на автобусах и грузовиках с полной массой более 15 тонн; с 1 сентября 2014 года — на грузовых автомобилях с полной массой более 12 тонн; с 1 апреля 2015 года — на грузовые автомобили с полной массой от 3,5 до 12 тонн.

Читать еще:  Последствия залегания поршневых колец

Однако для тех, кто ранее устанавливал тахографы старого образца, срок обязательного оснащения транспортных средств новыми тахографами был перенесен на 1 января 2018 года.

Сегодня разъяснение закона 2020 года про тахографы можно найти практически в любом информационном источнике. Однако для получения качественной информации без искажений желательно обратиться в сервисные центры, которые занимаются установкой тахографов и их обслуживанием, только специалисты смогут вам предоставить актуальные данные.

Подробности о законах про тахографы ищите здесь.

Кому нужен тахограф, а кому нет?

На какие автомобили устанавливается тахограф? Он устанавливается на машины:

которые используются для пассажирских междугородних перевозок (если пассажирских мест более восьми);

массой более 3500 кг, которые также осуществляют междугородние коммерческие грузоперевозки.

Т.е. по закону владелец авто может не устанавливать на него тахограф, если не занимается коммерческими грузоперевозками.

Существует два разных типа тахографа — цифровой и аналоговый. Для всех коммерческих транспортных средств, впервые зарегистрированных или после 1 мая 2006 года, должен быть установлен цифровой тахограф.

Была выпущена директива РФ по обновлению тахографов, чтобы иметь технологию GPS, позволяющую властям получать удаленный доступ к хранимой информации.

То есть, тахограф нужен именно цифровой.

Установка тахографа на автобус по закону в 2020 году

Согласно последней версии регламента о безопасности транспортных средств, ставить тахограф нужно на авто категории M2 и M3, которые используются для перевозки пассажиров. Аналогично, тахограф в автобусе нужен для осуществления коммерческих перевозок вне города, а также школьных и дежурных вахтовых автобусов.

Если вас интересует вопрос, нужен ли тахограф на автобус перевозящих сотрудников компании, тогда тут тоже требуется обратиться к законодательству. Когда транспортное средство используется для перевозки менее чем 8 пассажиров, тогда установка прибора не требуется. А если вам необходим большой автобус, то придется потратиться на тахограф.

Что говорит закон о тахографе для грузовых авто в 2020 году?

В грузовике тахограф нужен для сохранения здоровья и жизни участников дорожного движения и для уменьшения числа дорожно-транспортных происшествий путем регистрации и записи скоростного режима, средней скорости и периодов работы водителей. При помощи тахографа становится возможным пресекать как нарушения скоростного режима водителями транспортного средства, так и чрезмерную утомляемость членов экипажа, нормируя их время работы и отдыха.

Среди основных категорий транспортных средств можно отметить обязательную установку тахографов на грузовые автомобили:

1 Массой от 3,5 до 12 тонн, задействованные в коммерческих перевозках.

2 Международный грузовой транспорт.

3 Автобусы на 8 и более мест.

Нужно ли устанавливать тахографы на такие транспортные средства как самосвал или маршрутку? Давайте разберемся в этом вопросе подробнее.

Установка тахографа на самосвал при его использовании в личных целях не требуется. Если транспортное средство куплено для коммерческой деятельности – установка обязательна. А если вас интересует комплектация кранов, то на основании приказов Минтранса № 36 и 273 все автомобили, оснащенные краном-манипулятором, должны быть укомплектованы тахографами.

На какие автомобили не надо устанавливать тахографы:

1 Пригородные, городские автобусы, городские маршрутки.

3 Грузовые ГАЗели массой менее 3,5 тонны.

Некоторых интересует вопрос, а нужен ли тахограф на «Валдай». Давайте разберемся. Среднетоннажный грузовик «Валдай» имеет полную массу более 6 тонн, а паспортная грузоподъемность составляет более 2 тонн. Согласно законодательству тахограф необходимо устанавливать на транспортное средство массой свыше 3,5 тонн, значит для «Валдая» также требует установка тахографа.

Нужен ли тахограф на личный грузовик 5 тонн? В этом случае в законопроекте акцент делается на характер деятельности владельца ТС. Когда собственник авто является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателей, установка обязательна. Если нет, то нет. При проверке отсутствие бортового самописца может вызвать подозрения у сотрудников ГИБДД. Для защиты себя вам необходимо иметь при себе документы подтверждающие, что вы не используете свой грузовик с целью осуществления коммерческой деятельности.

Нужна ли водительская карта?

Согласно закону, для транспортного средства, оснащенного цифровым тахографом и управляемого в соответствии с правилами РФ, у водителя должна быть карточка водителя. Если водителю, которому выдана карточка водителя, предлагается предъявить свою карточку во время дорожного осмотра, и он не может этого сделать, даже если он просто водит автомобиль, оснащенный аналоговыми тахографами, он совершает нарушение.

Вы можете иметь только одну карту водителя, и вы никогда не должны использовать чужую карту!

Режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей в России по тахографу

1 Можно проводить за рулём не более 9 часов в день. Допустимо продление максимум до 10 часов не более двух раз за одну неделю.

2 Лимит вождения в неделю — 56 часов.

3 Но общий лимит на две недели — не больше 90 часов.

4 Если время отдыха не наступило, а водитель за рулём более 4 часов, можно сделать перерыв на 45 минут.

5 Данная пауза может быть заменена перерывом продолжительностью не меньше 15 минут, за которым следует пауза продолжительностью не меньше получаса. Во время пауз нельзя выполнять другую работу.

6 Пункты 4 и 5, не должны рассматриваться как ежедневный период отдыха.

7 Дневная длительность общей работы, в том числе управления транспортным средством не должна быть дольше 13 часов. Общая работа может быть продлена до 15 часов в сутки. Водитель может иметь не больше 3 рабочих дней, которые он продлил до 15 часов общей работы между любыми двумя недельными периодами отдыха.

8 Максимальная длительность безпрерывной второстепенной работы и управления автомобилем не должна превышать шести часов, после чего водитель должен сделать паузу не менее чем на 45 минут, если не наступит время отдыха.

9 Нужно соблюдать регламент и не отклоняться от него.

10 За сутки нужно отдыхать не меньше 11 часов. Можно отдыхать прямо в авто, если есть специально оборудованное место для отдыха.

Кто имеет право проверять тахограф на грузовом автомобиле на рейсе? Согласно закону, то вариант только один – инспектор ГИБДД ( он же сотрудник ДПС), что утверждено приказом номер 5 Министерства Транспорта России.

Что делать, если непредвиденное событие происходит по правилам часов водителей?

Чтобы водитель мог добраться до безопасного места остановки и обеспечить безопасность других людей, транспортного средства или груза, может быть допустимо отступление от правил РФ, если это не ставит под угрозу безопасность дорожного движения.

В решении Европейского Суда 1995 года говорится, что отклонение от правил применяется только в тех случаях, когда невозможно соблюдать правила, касающиеся часов водителей. В случае, если это происходит, водители должны отметить причины, по которым они отклонились от правил, либо на обороте своих листов с записями тахографа, если они используют аналоговый тахограф, либо на распечатке или временном листе при использовании цифрового тахографа один раз они достигли подходящего места остановки.

Заключение

Надеемся, что статья помогла разобраться с тахографами и требованиями к их установке. Важные моменты:

тахограф нужно устанавливать на грузовые автотранспортные средства, которые используются в коммерческих целях;

какое-то время водитель должен отдыхать. В перерывах нельзя выполнять другую работу;

чтобы установить тахограф, нужно скачать дополнительное ПО «Tachomaster»;

наилучший способ установить аппарат — обратиться к специалистами;

даже если авто буксирует грузы, тахограф всё равно рекомендуется установить.

Законодательство четко определяет что и как нужно подключать, когда проводить остановку, а когда можно перемещаться на авто. Чтобы быть в курсе всех нововведений, нужно проверять правки к законам хотя бы раз в месяц.

Тахографы на грузовые автомобили: изменения законодательства в 2019 году и требования к устройствам

Тахограф представляет собой специальный технический прибор, который позволяет осуществлять непрерывный контроль, измерение и фиксацию информации. При установке тахографа в ТС можно получить такие сведения:

  • время и скорость передвижения;
  • пробег;
  • режим чередования движения и остановок.
  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Все полученные сведения шифруются с помощью специального блока устройства и не подлежит изменению.

Правовое регулирование

Есть несколько нормативных актов, которые регулируют порядок установки тахографов на грузовые транспортные средства и устанавливают требования к устройствам для обеспечения безопасности движения.

К ним относятся:

  1. Приказ Министерства транспорта РФ от 21.08.2013 №273– в нем установлен перечень ТС, которые подлежат оснащению приборами, а также порядок их установки. В нем учтены изменения, утвержденные приказом Министерства транспорта №348.
  2. Приказ Минтранса РФ от 13.02.2013 №36 – в нем указаны требования к оборудованию и перечислены функции, которые оно должно выполнять.
  3. Закон от 10.12.1995 №196-ФЗ– на его основании определяются требования по обеспечению безопасности дорожного движения, которые выдвигаются к физическим и юридическим лицам.
Читать еще:  Устанавливаем парктроник своими руками

Если ТС в соответствии с законодательством должно быть оснащено тахографом, но данное устройство отсутствует, то за такое нарушение предусматривается административная ответственность (ст. 11.23 КоАП РФ).

В законодательстве ежегодно происходят изменения. Так, в 2018 году к числу ТС, на которых должны быть установлены самописцы, были отнесены краны-манипуляторы и автобусы (микроавтобусы), выполняющие пригородные пассажирские перевозки. Данные изменения были внесены Приказом Минтранса от 26.07.2017 №277.

Если такие требования будут нарушены перевозчиком, то это приведет к потере лицензии на осуществление такого рода деятельности.

Также с 01.11.2019 на основании Закона от 30.10.2018 № 386 будут внесены изменения в п. 3 ст. 20 №196-ФЗ, в соответствии с которыми физические лица, эксплуатирующие грузовые автомобили массой более 3.5 т, обязаны будут устанавливать с учетом всех требований на своих автомобилях тахографы.

Какие грузовые автомобили должны быть оборудованы тахографом

Категории и виды ТС, которые обязательно должны быть оборудованы тахографами, перечислены в Приложении №2 Приказа №36. Так, в этот список входят:

  • ТС, которые используются для перевозки грузов и имеют максимальную массу от 3,5 до 12 тонн (категория N2);
  • ТС, задействованные в перевозке грузов с максимальной массой, превышающей 12 тонн (категория N3).

Также законодательством предусмотрены и исключения. Так, устанавливать устройства не требуется на следующие виды ТС (Приложение №2 Приказа №36):

  • самосвал, если он эксплуатируется в пределах строительной площадки;
  • ТС, оснащенные специальным оборудованием (подъемники, бетономешалки, коммунальная техника, молоковозы, скотовозы и прочие);
  • ТС с передвижными лабораториями и телевизионными студиями;
  • автомобили, оборудованные ЕСТР, что необходимо для выполнения международных перевозок;
  • пожарные и инкассаторские машины;
  • ТС органов, занимающихся оперативно-розыскной деятельностью;
  • авто, возраст которых более 30 лет, и они не предназначены для коммерческих перевозок грузов;
  • ТС массой до 3,5 тонн.

Требования к устройствам

К оснащению транспортных средств выдвигаются следующие требования:

  • в пределах территории РФ могут выполнять рейсы автомобили, оборудованные цифровыми устройствами с модулем криптографической защиты информации (НКМ/СКЗИ);
  • если планируется выезд за границу, то на ТС должен быть установлен тахограф ЕСТР.

В странах ЕС выполняется активный переход на смарт-тахографы. Процесс осуществляется на основании Регламента ЕС 2016/799. Новые приборы должны соответствовать таким стандартам:

  • устройство подключается к спутниковой системе;
  • возможность передачи сведений во время выполнения рейса;
  • возможность вывода данных с тахографа на внешнее устройство в режиме реального времени.

Такие смарт-тахографы позволят получить удаленный доступ к системе мониторинга за ТС. Изначально регламент предполагает установку новых смарт-устройств на ТС, которые впервые регистрируются на территории ЕС. Относительно оборудования авто, зарегистрированных в РФ и выполняющих международные перевозки, конкретные изменения в 2019 году не установлены, поэтому действующим остается требование для грузовых ТС по наличию ЕСТР.

Основной вид оборудования, который устанавливается на грузовики в РФ – это тахографы с модулем СКЗИ. Такие устройства имеют:

  • съемный криптографический блок;
  • собственное программное обеспечение;
  • модуль памяти.

Контроль за использованием таких устройств возложен на ФСБ, поэтому установить такое оборудование на грузовик можно только в мастерской, имеющей специальную лицензию. Процесс установки тахографа состоит из следующих шагов:

  1. Сотрудник сервисного центра выполняет активацию модуля с помощью цифрового ключа, полученного от ФБУ «Росавтотранс».
  2. Активированный модуль помещается в специальное гнездо в устройстве.
  3. Подбирается место установки в салоне ТС (водитель должен иметь легкий и быстрый доступ к нему).
  4. Устройство подключается к оборудованию грузовика и настраивается, специалист вносит в него характеристики ТС.

Любой тахограф должен иметь:

  • карты для всех водителей, управляющих ТС;
  • датчик движения;
  • датчик звукового или визуального оповещения;
  • антенны передачи сигналов GSM/GPRS, если это предусмотрено;
  • программы, криптограммы для функционирования систем ГЛОНАСС и GPS.

Перед началом рейса водитель активирует прибор с помощью личной карты, а после окончания извлекает ее.

Ответственность за нарушение норм законодательства

Ответственность за нарушение требований по оснащению грузовых ТС тахографами предусмотрена в таких случаях (ст. 11.23 КоАП):

  • отсутствие устройства в ТС, где его наличие предусмотрено законодательством;
  • тахограф находится в неисправном состоянии;
  • оборудование умышленно выведено из строя;
  • водитель ТС нарушил требования к режиму вождения и отдыха;
  • на оборудовании отсутствует пломба, предотвращающая постороннее вмешательство в его работу;
  • установлен прибор на основании системы ЕСТР, но при этом отсутствует наличие разрешения на осуществление международных рейсов.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Тахографы на грузовые автомобили: изменения законодательства в 2019 году и требования к устройствам

Тахограф представляет собой специальный технический прибор, который позволяет осуществлять непрерывный контроль, измерение и фиксацию информации. При установке тахографа в ТС можно получить такие сведения:

  • время и скорость передвижения;
  • пробег;
  • режим чередования движения и остановок.
  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Все полученные сведения шифруются с помощью специального блока устройства и не подлежит изменению.

Правовое регулирование

Есть несколько нормативных актов, которые регулируют порядок установки тахографов на грузовые транспортные средства и устанавливают требования к устройствам для обеспечения безопасности движения.

К ним относятся:

  1. Приказ Министерства транспорта РФ от 21.08.2013 №273– в нем установлен перечень ТС, которые подлежат оснащению приборами, а также порядок их установки. В нем учтены изменения, утвержденные приказом Министерства транспорта №348.
  2. Приказ Минтранса РФ от 13.02.2013 №36 – в нем указаны требования к оборудованию и перечислены функции, которые оно должно выполнять.
  3. Закон от 10.12.1995 №196-ФЗ– на его основании определяются требования по обеспечению безопасности дорожного движения, которые выдвигаются к физическим и юридическим лицам.

Если ТС в соответствии с законодательством должно быть оснащено тахографом, но данное устройство отсутствует, то за такое нарушение предусматривается административная ответственность (ст. 11.23 КоАП РФ).

В законодательстве ежегодно происходят изменения. Так, в 2018 году к числу ТС, на которых должны быть установлены самописцы, были отнесены краны-манипуляторы и автобусы (микроавтобусы), выполняющие пригородные пассажирские перевозки. Данные изменения были внесены Приказом Минтранса от 26.07.2017 №277.

Если такие требования будут нарушены перевозчиком, то это приведет к потере лицензии на осуществление такого рода деятельности.

Также с 01.11.2019 на основании Закона от 30.10.2018 № 386 будут внесены изменения в п. 3 ст. 20 №196-ФЗ, в соответствии с которыми физические лица, эксплуатирующие грузовые автомобили массой более 3.5 т, обязаны будут устанавливать с учетом всех требований на своих автомобилях тахографы.

Какие грузовые автомобили должны быть оборудованы тахографом

Категории и виды ТС, которые обязательно должны быть оборудованы тахографами, перечислены в Приложении №2 Приказа №36. Так, в этот список входят:

  • ТС, которые используются для перевозки грузов и имеют максимальную массу от 3,5 до 12 тонн (категория N2);
  • ТС, задействованные в перевозке грузов с максимальной массой, превышающей 12 тонн (категория N3).

Также законодательством предусмотрены и исключения. Так, устанавливать устройства не требуется на следующие виды ТС (Приложение №2 Приказа №36):

  • самосвал, если он эксплуатируется в пределах строительной площадки;
  • ТС, оснащенные специальным оборудованием (подъемники, бетономешалки, коммунальная техника, молоковозы, скотовозы и прочие);
  • ТС с передвижными лабораториями и телевизионными студиями;
  • автомобили, оборудованные ЕСТР, что необходимо для выполнения международных перевозок;
  • пожарные и инкассаторские машины;
  • ТС органов, занимающихся оперативно-розыскной деятельностью;
  • авто, возраст которых более 30 лет, и они не предназначены для коммерческих перевозок грузов;
  • ТС массой до 3,5 тонн.

Требования к устройствам

К оснащению транспортных средств выдвигаются следующие требования:

  • в пределах территории РФ могут выполнять рейсы автомобили, оборудованные цифровыми устройствами с модулем криптографической защиты информации (НКМ/СКЗИ);
  • если планируется выезд за границу, то на ТС должен быть установлен тахограф ЕСТР.

В странах ЕС выполняется активный переход на смарт-тахографы. Процесс осуществляется на основании Регламента ЕС 2016/799. Новые приборы должны соответствовать таким стандартам:

  • устройство подключается к спутниковой системе;
  • возможность передачи сведений во время выполнения рейса;
  • возможность вывода данных с тахографа на внешнее устройство в режиме реального времени.

Такие смарт-тахографы позволят получить удаленный доступ к системе мониторинга за ТС. Изначально регламент предполагает установку новых смарт-устройств на ТС, которые впервые регистрируются на территории ЕС. Относительно оборудования авто, зарегистрированных в РФ и выполняющих международные перевозки, конкретные изменения в 2019 году не установлены, поэтому действующим остается требование для грузовых ТС по наличию ЕСТР.

Основной вид оборудования, который устанавливается на грузовики в РФ – это тахографы с модулем СКЗИ. Такие устройства имеют:

  • съемный криптографический блок;
  • собственное программное обеспечение;
  • модуль памяти.

Контроль за использованием таких устройств возложен на ФСБ, поэтому установить такое оборудование на грузовик можно только в мастерской, имеющей специальную лицензию. Процесс установки тахографа состоит из следующих шагов:

  1. Сотрудник сервисного центра выполняет активацию модуля с помощью цифрового ключа, полученного от ФБУ «Росавтотранс».
  2. Активированный модуль помещается в специальное гнездо в устройстве.
  3. Подбирается место установки в салоне ТС (водитель должен иметь легкий и быстрый доступ к нему).
  4. Устройство подключается к оборудованию грузовика и настраивается, специалист вносит в него характеристики ТС.
Читать еще:  Что такое Платон на дорогах и как он работает

Любой тахограф должен иметь:

  • карты для всех водителей, управляющих ТС;
  • датчик движения;
  • датчик звукового или визуального оповещения;
  • антенны передачи сигналов GSM/GPRS, если это предусмотрено;
  • программы, криптограммы для функционирования систем ГЛОНАСС и GPS.

Перед началом рейса водитель активирует прибор с помощью личной карты, а после окончания извлекает ее.

Ответственность за нарушение норм законодательства

Ответственность за нарушение требований по оснащению грузовых ТС тахографами предусмотрена в таких случаях (ст. 11.23 КоАП):

  • отсутствие устройства в ТС, где его наличие предусмотрено законодательством;
  • тахограф находится в неисправном состоянии;
  • оборудование умышленно выведено из строя;
  • водитель ТС нарушил требования к режиму вождения и отдыха;
  • на оборудовании отсутствует пломба, предотвращающая постороннее вмешательство в его работу;
  • установлен прибор на основании системы ЕСТР, но при этом отсутствует наличие разрешения на осуществление международных рейсов.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

В какие сроки и на какие автомобили надо устанавливать тахографы

Что такое тахограф и для чего он нужен

В статье 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» дано официальное определение, согласно которому тахограф — техническое средство контроля, обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о времени управления транспортным средством и отдыха водителя транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства, управление которым входит в его трудовые обязанности.

В переводе с русского на понятный это означает, что тахограф нужен для контроля соблюдения режима труда и отдыха водителя.

На какие авто нужен тахограф

Тахографы необходимо устанавливать на:

  • автобусы (транспортные средства, имеющие более 8 мест для сидения и используемые для перевозки пассажиров);
  • грузовики тяжелее 3,5 тонн.

Не надо устанавливать тахографы на:

  • троллейбусы;
  • автомобили, осуществляющие международные перевозки и оборудованные тахографами «Европейского образца»;
  • автомобили, зарегистрированные в гостехнадзоре (трактора и самоходные машины);
  • автомобили старше 30 лет, не предназначенные для коммерческих перевозок (в отношении которых не уплачивается утилизационный сбор);
  • учебные автомобили, не используемые для коммерческих перевозок;
  • авто, проходящие дорожные испытания.

Также не надо устанавливать тахографы на:

  • автобетононасосы;
  • автобенотосмесители;
  • автогудронаторы;
  • автокраны;
  • автомобили скорой помощи;
  • эвакуаторы;
  • пожарные автомобили;
  • транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог;
  • автомобили для обслуживания нефтяных и газовых скважин;
  • автомобили инкассации (для перевозки денег и ценных грузов);
  • транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами;
  • медицинские комплексы на шасси транспортных средств;
  • автолавки;
  • автобусы для ритуальных услуг;
  • автомобили-дома;
  • бронированные транспортные средства;
  • специализированные транспортные средства (специально оборудованные молоковозы, скотовозы, машины для перевозки птицы, яиц, живой рыбы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений);
  • грузовики категории С, используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями при осуществлении внутрихозяйственных перевозок (перевозка в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, а также граничащих с ним муниципальных районов);
  • специальные транспортные средства;
  • передвижные лаборатории и мастерские;
  • передвижные телевизионные студии.

Специальное транспортное средство

Специальное транспортное средство — транспортное средство, предназначенное для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т.д.) (Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»)

Основным квалифицирующим признаком, позволяющим отнести транспортное средство к категории специальных транспортных средств, является его предназначение для выполнения специальных функций, в целях выполнения которых требуется специальное оборудование.

К примеру, подтверждением того, что конкретный автомобиль оснащен краном-манипулятором, может свидетельствовать особая отметка в ПТС.

Для того, чтобы понять относится ли транспортное средство, оснащенное краном-манипулятором к специальным транспортным средствам, необходимо обратиться к любому одобрению типа на данный вид автомобиля. Например, в соответствии с одобрением типа TC RU E-RU.MT39.00485, назначением транспортного средства является механизация погрузочно-разгрузочных работ и перевозка различных видов грузов.

Учитывая , что механизация погрузочно-разгрузочных работ является специальной функцией в целях выполнения которой требуется специальное оборудование (кран-манипуляторная установка), указанное транспортное средство может быть отнесено к категории специальных транспортных средств. А специальные транспортные средства тахографами не оснащаются (Приложение № 2 к приказу Минтранса России № 36 от 13.02.2013).

Есть и другая точка зрения, согласно которой тахограф на манипулятор нужен исходя из Приказа № 16 Министерства Транспорта РФ от 28.01.2016 (вступил в действие 12 марта 2016 года). В этом приказе были отражены изменения, касающиеся перечня ТС для обязательной установки тахографов. Так, ранее, в приказе № 36 МинТранса (от 13 февраля 2013 года) краны-манипуляторы входили в список исключений, т.е. вопрос их оснащения тахографами оставлялся на усмотрение собственника. П.2. приказа №16 исключил КМУ из этого списка, сделав установку на них бортовых самописцев обязательной.

Кроме этих двух приказов, нормативная база, регламентирующая установку и эксплуатацию контрольных устройств, включает и другие документы:

  1. Регламент Таможенного Союза 018/2011, определяющий требования к безопасной конструкции автомобилей и аналогичных транспортных средсв.
  2. Приказ МинТранса № 273, в котором содержатся общие сведения об оснащении системами автоматической регистрации колесных ТС.
  3. Федеральный закон № 196, регламентирующий нормы безопасности дорожного движения.
  4. Федеральный закон № 184, в котором содержатся нормы, касающиеся технических регламентов как таковых.
  5. КоАП РФ, содержащий информацию о нарушениях, связанных с установкой и использованием тахографов на транспортных средствах, а также сведения о суммах штрафов для разных категорий нарушителей.

Тахограф на личное грузовое авто

С 1 ноября 2019 года тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С (массой более 3,5 тонн) и автобусы категории D, принадлежащие юридическим лицам и ИП.

С другой стороны, в ПТС не указано, что владельцем авто является ИП.

А что же, если авто зарегистрировано на физлицо, которое не является ИП?

Согласно закону «О безопасности дорожного движения» с 1 ноября 2019 года установка тахографов обязательна только для транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Если Вы являетесь владельцем грузового автомобиля и не зарегистрированы как ИП, то должны установить тахограф в следующие сроки (приказ Министерства транспорта РФ от 15 октября 2019 г. № 339 «О внесении изменений в отдельные приказы Министерства транспорта Российской Федерации по вопросам оснащения тахографами транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, и транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении»):

экологический класс которых не определен

до 1 марта 2020 г.

экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже

до 1 июня 2020 г.

экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше

до 1 сентября 2020 г.

экологический класс которых не определен

до 1 декабря 2020 г.

экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже

до 1 марта 2021 г.

экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше

до 1 июня 2021 г.

экологический класс которых не определен

до 1 ноября 2019 г.

экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже

до 1 февраля 2020 г.

экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше

до 1 мая 2020 г.

экологический класс которых не определен

до 1 августа 2020 г.

экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже

до 1 ноября 2020 г.

экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше

до 1 февраля 2021 г.

принадлежащие многодетным родителям, которые используются ими для перевозки членов своей многодетной семьи

ТС категории № 3 (предназначенные для перевозки грузов, с максимальной массой более 12 т)
ТС категории № 2 (предназначенные для перевозки грузов, с максимальной массой от 3,5 до 12 т)
ТС категории М3 (используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более 8 мест для сидения, с максимальной массой свыше 5 т)
ТС категории М2 (используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более 8 мест для сидения, с максимальной массой не более 5 т)
до 1 января 2022 г.

Статья написана и размещена в пятницу 13 декабря 2019 года. Дополнена —

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector